«Марина Абрамович: В присутствии художника»
В конце прошлого года в московской арт-галерее «Гараж» прошла ретроспектива перфомансов Марины Абрамович. На входе зрители протискивались внутрь между двумя совершенно голыми людьми - мужчиной и женщиной. Войдя таким образом, посетители могли наблюдать инсталляцию, среди экспонатов которой были обнаженный человек в обнимку со скелетом, привязанные друг к другу волосами люди, другой обнаженный человек, но уже парящий в воздухе, и другие чудеса.
Голое тело - палитра и краски Марины Абрамович, именно оно есть наилучший способ рассказать о переживаниях, об обнажении человеческой природы. Как возникали эти перформансы, как осуществляла их сама Марина, почему в центре каждого - она сама, ее собственная плоть, подвергающая себя воздействиям, почти безжалостным пыткам? За 40 лет жизни в искусстве Марина чего только с ним не вытворяла: вырезала пентаграмму на своем животе, билась о стену, лежала в центре горящей звезды, теряя сознание от недостатка кислорода. Но самой трудной оказалась акция, в которой ничего не нужно было делать – просто сидеть на стуле в квадрате света, молча, не шевелясь. Обо всех основных арт-работах, начиная с «Ритма» в 1974 году рассказывается в фильме "Марина Абрамович: В присутствии художника".
Язык перформансов - язык тела, жесткий, провокационный и болезненный. Художница разговаривает на нем со зрителем о страхе, любви, насилии, смерти, изнеможении, заставляет испытывать острые чувства, раздвигает границы мышления.
Центральное событие фильма – подготовка и проведение ретроспективы Музее современного искусства, в Нью-Йорке. Главное событие выставки - новый перфоманс Марины Абрамович «В присутствии художника», тот самый, с неподвижным сидением на стуле. Он заключался в том, что на протяжении трех месяцев любой посетитель мог посидеть на стуле напротив художницы и посмотреть ей в глаза. Отчасти эта акция стала продолжением старой работы "Ночной переход", которую Марина совершила совместную с Улаем, своим возлюбленным. Тогда друг напротив друга сидели мужчина и женщина. Теперь возлюбленный Марины – зритель. Три месяца, 6 дней в неделю по 7,5 часов она приходила, чтобы взглядом общаться с ними. Очередь желающих была огромной. Посетители выстаивали в ней по 16 часов, вводили систему номерков, чтобы ненадолго заглянуть в глаза художнице. «Люди приходят с болью, с любовью, с любопытством, - говорит Марина, - а я исчезаю, превращаюсь в зеркало».
Марину Абрамович называют первопроходецем новых художественных форм. "В присутствии художника" - яркий документальный фильм-портрет - возможность приблизиться к "бабушке перформансов", заглянуть в ее умные глаза и узнать что-то новое о мире, о современном искусстве, о себе.
В ограниченном прокате с 5 июля.
Комментарии
Подписаться