Драма Александра Миндадзе «В субботу» посвящена событиям 25-летней давности, когда на Чернобыльской атомной электростанции произошла катастрофа, сопоставимая по масштабам с бомбардировкой Хиросимы. О реальной степени опасности случайно узнает молодой партработник Валерий, который оказывается связан приказом руководства хранить случившееся в строжайшем секрете. Все, что он может – бежать из города, прихватив с собой любимую девушку.
«В субботу» - вторая режиссерская работа Миндадзе. Фильм не является хроникой трагических событий чернобыльской аварии, это человеческая драма, фильм «о фатальной невозможности бегства человека от того, что составляет его суть».
Как ведет себя человек, когда узнает о том, что случилась беда? Почему он продолжает цепляться за жизнь даже после того, как понимает, что она кончилась. Валерий мог бы уехать из города, но прежде он бежит в женское общежитие, чтобы взять с собой девушку Веру, с которой до этого у него отношений не было. Он действует инстинктивно, почти не осознавая своих поступков. Вместе они торопятся на вокзал, но опаздывают на поезд, потому что у Веры ломается каблук. До следующего поезда еще много времени, можно успеть купить новые туфли, забрать верин паспорт у друзей-музыкантов, «башляющих» на комсомольской свадьбе, задержаться там, и в итоге почувствовать всю невозможность выбраться из ада, невозможность отменить жизнь.
Главную роль в новом фильме исполнил Антон Шагин, которого Миндадзе даже назвал своим «соавтором»: «Этот большой актер сочинил сам себя и прожил в фильме жизнь, которой раньше никогда не жил».
Александр Миндадзе давно и успешно работает в жанре "кино про нервы". В его сценариях героям всегда присущ нечеловеческий надрыв, бег без конкретной цели, метания, неспособность пережить боль. Нервные смешки, бессвязные диалоги, неоконченные мысли, резкие смены настроений, переход на крик.
Действие происходит почти в режиме реального времени. Перед нами метания смертников, предпочитающих не верить в случившиеся, быть в неведении. Те, кто не понимает масштабов трагедии, почти не отличаются от тех, кто уже знает. Герои ведут себя глупо, в каждом их действии - трагическая обреченность. Узнав о происшествии, главный герой бегает по городу, а музыканты продолжают выступление, но закрывают окна и пьют "дезактиватор" (красное вино), как будто от радиации можно спастись таким образом, потом делят заработанные деньги, снова бегут за выпивкой, отсрочивают побег, который, уже очевидно, не состоится. Жизнь останавливается, но человек продолжает цепляться за то, к чему он привык, словно хочет надышаться перед смертью.
Все это могло бы быть в фильме в избытке, материал мощный, сценарий, напечатанный полгода назад в журнале «Искусство кино» брал за горло, потрясал. В фильме чувство тревоги и безысходности, внутреннюю напряженность героев пытается передать нервная камера оператора Олега Муту. Но, к сожалению, одного румынского гения мало для того, чтобы загнать зрителя в клетку.
Дело не в том, что невнятные герои - здесь нет людей, есть тени. И не в том, что невнятные диалоги - нет фраз, есть обрывки слов. Режиссерский дебют Александра Миндазде «Отрыв», который также рассказывает о поведении человека после катастрофы, много ругали за невнятность. Но в «Отрыве» были настоящие нервы, запредельный надрыв. Кищенко там был такой правдивый. «Отрыв» трепал душу, выматывал. Фильм «Миннесота» Андрея Прошкина по сценарию Миндадзе, прошедший у нас в кино так несправедливо тихо, тоже заставлял трепетать. В второй режиссерской работе Александра Анатольевича, к сожалению, накал гораздо меньший. Однако, посмотреть фильм, безусловно, стоит. Он заставляет работать душу, обращает внутрь себя, заставляет искать свои болевые точки. А это дорогого стоит.
Комментарии
Подписаться