Океан занимает примерно три четверти нашей планеты, и практически каждый человек так или иначе знаком с ним не понаслышке. Ведь Океан – это не только Атлантика или Тихий, но и моря, окружающие сушу со всех сторон. Это пища, которую потребляет паразит, с гордостью называющий себя Человеком. Это нефтяные платформы, убивающие все живое вокруг себя. Это круизы, организованные для жаждущих приключений. Это сама жизнь, если принимать на веру всевозможные теории об эволюции и учитывать все многообразие подводного животного мира.
«Океаны» Жака Перрена и Жака Клюзо – это не банальное призвание беречь природу вроде «Home» Янна Артюса-Бертрана. И не простенькая история в духе бессоновской «Атлантиды». Трудно назвать этот фильм и поиском внеземного разума, как кэмероновскую «Бездну».
Но, тем не менее, «Океаны» есть с чем сравнивать. Из-за масштабности, визуального ряда и смысловой нагрузки картина больше всего напоминает «Космическую одиссею». Кроме того, после просмотра осталось устойчивое ощущение, что именно так выглядел бы «Искусственный разум», если бы за его реализацию взялся Стенли Кубрик.
Эти мысли вызваны в первую очередь сквозным сюжетом о мальчике, которого поразил вид Океана. Картина начинается с того момента, когда он впервые увидел Океан. А заканчивается посещением музея, в котором собраны все виды океанских жителей в виде чучел. Пожалуй, эта сцена самая сильная в данной картине, хотя в ней хватает и более пробирающих моментов вроде гибели акулы. Музей наводит на грустные мысли об обреченности не только животного мира, но и человечества, способного уничтожить все прекрасное ради пресыщения и роскоши.
И все-таки экологическая составляющая – не самая главная в «Океанах».
На первый план здесь выходит техническое совершенство и невероятная красота подводного мира, перед которыми, как кто-то уже заметил, любая Пандора просто меркнет, а «Пираньи» выглядят беззащитными зверушками, попавшими в глотку кита.
Жак Перрен в каждом своем фильме ставит невыполнимые задачи. В «Птицах» он умудрился облететь со своими пернатыми героями весь мир. В «Микрокосмосе» ему удалось показать самых маленьких обитателей планеты. А в «Океанах» его совершенные камеры поспевали за дельфинами и заглядывали в пасть кашалота, словно они дрессированные и обитают в океанариуме. Но нет. Это настоящие обитатели нашей планеты, за повседневной жизнью которых мы можем запросто наблюдать благодаря мастерству команды под руководством Перрена и Клюзо.
Создатели картины показали нам все многообразие, которое затаилось в толще соленой воды. Некоторые виды рыб и млекопитающих лично мне, например, даже неизвестны, а их действия полны тайны и изящества, которые практически отсутствуют на суше. За ними можно наблюдать часами, поражаясь тому, что мы до сих пор не знаем о многих обитателях собственной Вселенной. Все эти осьминоги, медузы и скаты больше всего соответствуют понятию «внеземной разум», чем какие-нибудь зеленые человечки или Чужие. А уж кто таится на большой глубине, даже трудно себе представить…
Но «Океаны» - это не только видовой фильм, экологическое послание и техническое совершенство. В нем есть все, что свойственно жизни. Некоторые сцены пропитаны юмором и иронией. Нашлось место и саспенсу. Крабовое шествие больше всего напоминает батальную сцену, а обучение малыша морского котика похоже на аналогичные эпизоды из американских семейных фильмов, где отец учит сына игре в бейсбол. Любовь и смерть здесь такие же соседи, как и у людей. Только у животных нет никаких приспособлений для выживания, кроме инстинкта самосохранения, и они не способны убивать друг друга из-за алчности.
Здесь нет места актерской игре. Но каждого персонажа зритель легко запомнит, потому как в фильме практически нет проходных ролей. Всем уделено достаточно внимания и времени, чтобы мы успели узнать о привычках и жизни героя, выбранного быстрой и маневренной камерой. Как всегда, грациозны дельфины. Поражает своей монолитностью кит. Акула не так кровожадна, как ее нарисовал в нашем воображении Спилберг. Тюлени разговаривают между собой, почти как люди. У каждого своя история. И не всегда она со счастливым концом.
Финал же этой картины все-таки оказался предсказуем. От идиллии создатели перешли к показу уничтожения рыб и животных человеком. Их ловят сетями и гарпунами, акуле отрезают плавники, а тюлень задыхается в отходах, выбрасываемых с заводов. И вот мы уже в музее, смотрим друг на друга через стекло океанариума. Человек и рыба. Два антагониста, из которых сильнее и кровожаднее сами знаете кто. Единственный выход из ситуации – это единение с природой, общение с этими диковинными подводными существами, а не их уничтожение. Что и предлагается нам в виде демонстрации океанологов за их каждодневной работой под водой. Они спокойно плавают рядом с акулами и китами, и это зрелище вселяет в зрителя благоговейный трепет и умиление.
Но настоящий финал все-таки Перрен припас для нас уже в титрах. Мы вновь знакомимся и прощаемся со всеми героями картины, и на прощание кит язвительно-презрительно фыркает, выбрасывая из себя пар и брызги. Мол, вы еще так малы, чтобы понять нас. Так что будьте паиньки, иначе…
Иначе мы все окажемся в глотке Левиафана. И на этот раз – навсегда…
Макс Милиан для www.kino-teatr.ru
Комментарии
Подписаться