Views Comments Previous Next Search

«Клык» Йоргоса Лантимоса

«Особый взгляд» в Каннах зачастую остается в тени большого фестиваля, особенно, если там, в основном конкурсе соревнуются друг с другом такие «зубры», как Ханеке и фон Триер. Дальнейшая прокатная судьба фильмов «Особого взгляда», независимо от полученных наград, в нашей стране может не сложиться совсем. Поэтому возблагодарим богов, которые покровительствуют нашим прокатчикам, за то, что прошлогодний победитель, фильм «Клык» (Dogtooth) греческого режиссера Йоргоса Лантимоса до все-таки добрался до ПЯТИ российских экранов. Хотя, самые искушенные зрители могли посмотреть его в октябре на одном из показов фестиваля «Завтра/2morrow».
«Клык» исследует проблемы семьи, как замкнутой «ячейки общества». Герои этой сюрреалистической истории - мать, отец и их трое великовозрастных детей (сын и две дочери, всем за 18) - проживают за высоким забором, в полной изоляции от остального мира. Желание сохранить семью у родителей вырождается в патологию, они с малолетства внушают детям, что выходить за пределы сада – опасно для жизни. В доме запрещены любые источники информации извне: радио, телевидение; единственное кино, которое можно смотреть – семейное видео, снятое на ручную камеру. Телефон мать прячет в своей комнате. Без влияния со стороны дети, уверенные, что самое главное – это самосохранение и послушание, растут красивыми и спортивными, но, конечно, имеют массу отклонений в умственном и духовном развитии. Случайно услышанным словам родители быстро находят объяснения. Оказывается, что море – это удобное кресло, зомби – цветок, п**да – люстра. «Мама, мне очень нужен телефон», - просит дочь. Мама спокойно передает ей солонку.

Пролетающие в небе самолеты совершенно искренне считаются детьми игрушечными – они спорят из-за того, кому достанется самолетик, если он упадет в сад. Их игры не имеют ничего общего с детскими забавами – кто дольше продержит палец под струей горячей воды, кто быстрее придет в себя после дозы хлороформа.
Выходить из дома имеет право только отец, он передвигается на машине (в ней безопасно), покупает семье продукты, предварительно срезая этикетки. Дети же знают, что покинуть дом ребенок сможет только в тот день, когда у него выпадет коренной клык, а вместо него вырастет новый, но не подозревают, что это означает «никогда». Все бы хорошо, но сын находится в половозрелом возрасте, и ему для здоровья полезно заниматься сексом. Поэтому, для одного человека сделано исключение из правил - на территорию дома извне время от времени привозят Кристину, которая удовлетворяет потребности молодого человека и параллельно становится главным распространителем соблазнов и «зла».
Любое замкнутое сообщество, будь то сложившийся биоценоз или человеческое сообщество, по законам природы менее устойчивы к внешнему воздействию, чем те, в которые свободно проникают и приживаются новые особи, семена, генетическая информация. Закрытая экосистема не имеет иммунитета против случайного вторжения новых видов, колебаний условий существования и не защищена от воздействия внешних сил. Такой силой, пробивающей брешь в защитной стене в «Клыке» оказываются секс и кино.

Несмотря на то, что Кристина теснее всего общается с молодым человеком, плод с древа познаний по всем библейским канонам съедает женщина. Старшая дочь, посмотревшая пару фильмов из сумочки Кристины, а именно (внимание!) «Челюсти», «Рокки» и «Танец-вспышка», становится одержима неведомым ей доселе домашним видео, в котором акулы пожирают людей, а девушки исполняют сексуальные танцы. Кинояд быстро впитывается в организм, и дочь немедленно выдает своим поведением источник новых знаний. Последующий за этим секс не приносит удовольствия, но проявляет для героини со всей очевидностью границы дозволенной вселенной, в которой уже невозможно находится. Ради новых зрелищ и возможности быть их частью, девушка готова на все.
Шокирующими сценами, среди которых сексуальные контакты, побои и членовредительство, объясняется ограниченность проката «Клыка». Надеемся, это не отпугнет понимающего зрителя, фильм действительно необычайно хорош и умен. «Мы пытались сделать эту жуткую и смешную историю красивой, вопреки внутреннему уродству», - так сказал о своей работе режиссер картины Йоргос Лантимос в одном из интервью.

 

Екатерина Визгалова для www.kino-teatr.ru
Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются