Пожилой человек азиатского происхождения с благородной сединой, попыхивая сигарой и приятно улыбаясь, легко кидает фразы типа: «Когда я встречался с Пол Потом…» или «Я знал, что они собираются закладывать эти бомбы, но распространяться об этом, конечно, не стал». Пожилого человека зовут Жак Вержес, адвокат по профессии, он становится главным героем всех выпусков новостей где-то раз в пять-семь лет, когда ловят какого-нибудь безнадежного злодея вроде Милошевича или Хуссейна, и Вержес сразу же предлагает тому свои услуги. Но великие диктаторы вряд ли предполагали, что их использует находчивый юрист, который просто любит во все услышанье рассказывать о своих политических пристрастиях. Жака Вержеса вполне можно назвать одним из наиболее точных символов ХХ века, века, оправдывавшего терроризм геноцидом, войну контртеррористической операцией, короче, насилие насилием.
Режиссер Шредер, более 30 лет снимавший неизменно хорошие фильмы (преимущественно триллеры: «Пьянь», «Отсчет убийств», «До и после») неизменно с прекрасными актерами (Микки Рурк, Мэрил Стрип, Майкл Питт, Энди Гарсия), после пятилетнего молчания выдает документальную сенсацию, о которой, сразу сниму с себя ответственность, толковой статьи не напишешь – разве что какой-нибудь исторический трактат. Причем трактат на такие громкие темы, как «История терроризма ХХ века» или «Неизвестные подробности освобождения Алжира»; слишком уж много исторических узелков расплетает Шредер (точнее, конечно, адвокат Вержес со-товарищи) за два с лишним часа экранного времени.
Шредеру удалось, если не невозможное, то уж точно трудновыполнимое: из запечатленных на пленку многочасовых бесед с террористами и их защитниками, он, ловко играя монтажом и крупными планами, умудряется сделать не просто фильм-интервью, а действительно полноценный документальный фильм, если хотите, художественное высказывание. Претензии к «Адвокату террора» предъявить попросту невозможно, потому, что невозможно ругать сенсацию. Разве что субтитры пускают с такой бешеной скоростью, что просмотр периодически превращается в проверку техники чтения, а потому тем из десяти с половиной зрителей, что почтут вниманием «Адвоката…», которые с французским не в ладах, (как и те, кто не в ладах с новейшей историей) будет, конечно, трудновато. Но это замечание явно не в адрес Шредера.
Причина, по которой «Адвокат террора» ценен не только как историческая справка, но и как фильм, та же, по которой режиссер, думаю, и выбрал Вержеса для столь масштабного исследования. Просто надо увидеть этот скучающий взгляд Магдалены Копп, жены и сообщницы главного террориста 80-х, и эти блещущие азартом глаза Вержеса. Оба вслед за марксистами и экзистенциалистами тогда воспринимали свободу как главный повод для борьбы. И если все эти ребята, некогда взрывавшие кафе и самолеты, предпочли тихую жизнь в загородном домике на скромную пенсию (что, правда, тоже может вызвать бурю негодования), то 85-летний Вержес продолжает ждать новых тиранов, чтобы получить возможность обличать других. Возможно, он действительно готов защищать даже Джорджа Буша. При условии, что его признают виновным.
http://www.kino-teatr.ru/kino/art/artkino/1061/
Комментарии
Подписаться