«Петя по дороге в царствие небесное» Николая Досталя
К дуракам издревле на Руси особенное отношение. Их любят, жалеют, берегут как национальное достояние. Результаты последнего Московского кинофестиваля доказали, что дурак и поныне остается главным российским героем. Доброта, простота и наивность – наши национальные черты, наше счастье и наша боль, предмет гордости и страданий русского человека.
Действие фильма, снятого по роману Михаила Кураева, происходит в марте 1953-его, накануне смерти Сталина в окрестностях города Кандалакша Мурманской области. В местных лесах продолжают возводить тюремные зоны, заключенные ежедневно маршируют на работы в окружении собак и охранников. Горожане давно свыклись с таким соседством, и даже находят, что с него поиметь: колючая проволока из ограждений периодически прореживается поселковыми и приспосабливается для личных огородов.
Главный герой, молодой долговязый дурачок Петя, настоящий «псих со справкой», с диагнозом «покорная ограниченность, отказ от саморазвития, погашенные защитные рефлексы» каждый день провожает почетным караулом проходящую колонну зэков, а потом спешит на «работу». Он вообразил себя дорожным автоинспектором: патрулирует машины, проверяет путевые листы. Жители города давно привыкли к нему – водители подыгрывают безобидному дурачку, рабочие выслушивают его байки, поздравляют «с повышением». К наивному глупцу, как главному герою русского эпоса из сказок, Николай Досталь обращался 20 лет назад в фильме "Облако-рай", где провинциальный чудик Коля стремился зачем-то уехать жить на Дальний Восток. "Инспектор Петя" вызывает похожие чувства: над ним можно тихонько подсмеиваться, но нельзя обижать, потому что он трогательный, чистосердечный, блаженный. Замечательный дебют молодого актера Егора Павлова.
Антогонистом Пети становится, конечно, представитель власти, начальник из центра, герой Романа Мадянова, отвечающий за особо охраняемые объекты. У него самая шикарная машина, которую Петя опасается проверять и самая красивая жена – доктор по профессии. По-определению, власть оказывается порочной, безжалостной к людям, хамоватой и стремится исключительно к самосохранению. Петя тоже олицетворил себя ни с кем-нибудь, а с представителем закона, но ведь добрая власть бывает только в сказках. В жизни человеку с добрым сердцем, приближающемуся ко власти, не выжить: либо растопчут, либо съедят. Петя, славный невинный мальчик, сочтет своим «служебным долгом» участвовать в поимке беглого каторжника, и ему будет суждено погибнуть - не в противостоянии со злом, а в результате несчастного случая. Вина за случившееся возлагается авторами фильма не на конкретного человека, а на систему, не способную жить в мире со своими нелепыми и добрыми гражданами.
Насколько достоверно передана эпоха, не берусь судить, но, честное слово, хотелось бы, чтобы она была именно такой. Хотя бы в нашем сознании. Хотя бы иногда. А то внезапно все режиссеры бросились снимать фильмы о России, и наснимали чернухи на все лады (и художественной, и пафосной, и интеллектуальной, и православной), и стало совсем грустно от осознания того, что так у нас все плохо - и было, и есть, и, видимо, будет. Осенью зрителя ожидает в прокате довольно много фильмов, оставляющих тяжелый осадок, а в "Пете.." неожиданно много света, любви к своей доброй и глупой родине, нежности к ее жителям, сострадания (не побоюсь этого слова). Светлую, почти пасхальную радость вызывает и музыка Алексея Шелыгина. Да, идея фильма простовата, а финал грустный, как это понятно из названия. Счастливого конца не будет. Но боль тоже разная бывает. Не обязательно кричать человеку в ухо о его равнодушии или бить по голове обухом, чтобы «достучаться». Иногда достаточно пожалеть и по головке погладить.
Комментарии
Подписаться