Views Comments Previous Next Search

«Слепота» Фернанду Мейреллиша

«Чудес не бывает» - твердим мы себе почти каждый день.

«Бога нет» - все уверенней кричит нам окружающий мир.

«Забудьте о других, занимайтесь только собой» - наше непререкаемое кредо.

И в один привычный для всех будний день нас настигает «белая слепота» - эпидемия неизвестного (казалось бы) происхождения. Хотя мы и так слепы от рождения, только думаем, что все видим и понимаем…

«Слепота» Фернанду Мейреллиша заявлена, как фильм-притча, а, по сути, это экранизация романа известного мастера магического реализма Жозе Сарамаго. Следовательно, Мейреллишу пришлось долгое время нащупывать правильный подход к материалу, чтобы не испортить идеи автора. И ему это в целом удалось. Правда, аллегоричность истории порой вызывает вопросы, потому как получившийся фильм балансирует где-то между антиутопией, триллером и назиданием. И если натуралистичность некоторых сцен можно списать на счет кинематографического вкуса режиссера и зрителя, то хитросплетение сюжета никак не увязывается с понятием притчи. Хотя и в этом случае можно простить Мейреллиша, так как подобное построение сюжета, резкий монтаж и метания камеры свойственны для него.

В картине, разумеется, не обошлось без религиозной символики. Белый цвет – это, как известно, невинность и чистота. Поэтому зритель сразу понимает, кто ослепил всех этих несчастных в неизвестных нам городе и стране. Люди в кадре предстают перед нами, словно персонажи картин Иеронима Босха: грязные, голые и не ведающие, что творят. А вместе с тем это напоминает бунюэлевского «Ангела-истребителя», где великий мастер как раз подверг-таки сомнению притчевость и аллегоричность. У нашего же современника не хватило для этого духа. Он ограничился тем, что показал, до чего может дойти человек, если лишится зрения. Если же кто слеп от рождения, то его может постичь судьба слепца, охваченного гордыней («О, наконец-то, я – такой как все, даже лучше их!»).

Мейреллиш говорит нам об очевидных вещах, словно Гордон на «Закрытом показе». Мы с вами ведь и так знаем, что не одиноки в этой Вселенной. В нас всегда теплится эта надежда. Надежда на чудо, которое перевернет нашу жизнь с головы на ноги.

И вот оно произошло, только никто этого не сообразил, кроме одной женщины, жены врача, – единственного зрячего пастуха в этом стаде. Она борется за больных, кормит и утешает их, в конце концов, защищает от себе подобных. Но не факт, что когда они прозреют, то уверуют в высшую силу. И даже эта самая «сестра милосердия» может вновь отвернуться от Бога, потому как у нее отняли паству…

В итоге, перед нами наглядный пример избитого выражения «Бог дал, Бог взял», только наоборот: сначала он отобрал у своих детей зрение, а затем вернул. А вам остается судить, насколько оправданны все те художественные приемы, что использовал бразилец для того, чтобы обратить нас в веру…

http://www.kino-teatr.ru/kino/art/artkino/1611/

Макс Милиан для www.kino-teatr.ru
Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются