12 июля в широкий прокат выходит фильм «Железное небо» (Iron sky) финского режиссера Тимо Вуоренсолы. О необычной истории его создания и перспективах проката 7 июля рассказал в рамках цикла публичных кинолекций дистрибутор фильма Максим Кузьмин.
Максим Кузьмин – продюсер фестивалей Future Shorts, Klick, Kurtz-film, дистрибутор фильмов «Железное небо», «Шапито-шоу» Сергея Лобана, «Пока ночь не разлучит» Бориса Хлебникова, «Жить» Василия Сигарева. Автор нового термина «прокат-самокат».
Максим Кузьмин: Основной fun этого фильма – в истории его создания.
Это первый блокбастер, созданный на деньги интернет-пользователей.
Фанаты за шесть лет собрали $ 1,5 млн. после чего фильм поддержало государство и коммерческие институции.
В итоге его бюджет составил $ 10,5 млн и у него гигантская фанатская аудитория.
Создатели фильма одновременно находились в контакте с 200 тысячами фанатов, которые были поделены на группы: одна группа занималась сценографией, другая – спецэффектами, третья – исторической достоверностью, пятая – массовкой и т.д.
Основа успеха фильма – это то, что создателям удалось привлечь гигантскую аудиторию.
Как они признаются, этот безумный сценарий про каких-то фашистов с Луны они придумали в сауне. Тем не менее, сценарий оказался интересным для интернет-сообщества, и фактически этот фильм создавался в сети.
Если честно, мы стоим на втором месте по скачиванию после «Люди в черном». Таковы пиратские показатели, насколько это «убьет» фильм в прокате, сказать сейчас сложно, нужно смотреть. По идее, если вся аудитория фильма в сети и он появляется пиратским способом – это конец. Именно поэтому мы приняли волевое решение – закупать в гигантском объеме ТВ-споты (spot – рекламный ролик фильма, предназначенный к показу по телевидению), просто для того, чтобы привлечь новую аудиторию, которая существует вне «Контакта» и торрентов. Мы купили споты на ТНТ, СТС, 2х2 и т.д.
Сrowd funding (народное финансирование, коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы, чтобы поддержать усилия других людей или организаций) – это будущее. Основатель «Википедии» уже написал, что Википедия убила «Британнику» (Encyclopaedia Britannica, старейшая универсальная энциклопедия на английском языке), а «Iron sky» – начало конца Голливуда.
Конечно, Голливуд мы не убьем – это большая машина, которая будет работать сама по себе, но это – один из путей для независимого кино.
Подтверждение тому, что так можно работать – фильм «Железное небо», фильм Бори Хлебникова «Пока ночь не разлучит», который был создан по схеме crowd sourcing (коллективный подбор и сбор ресурсов). Его бюджет всего $ 100 тыс., но при этом там играют – не знаю, можно ли их назвать звездами – Шнуров, Дуня Смирнова, Михалкова, Яценко, комментатор Уткин и т.д.
Вопрос: Расскажите подробнее о распределении доходов от фильма, все средства на который были собраны людьми?
Максим Кузьмин: Есть несколько схем. Одна из них – это схема пожертвования. Например, на премьере в «Горизонте» была пара зрителей, смешные парни, школьники, которые пожертвовали $ 3. Понятно, что они не получают ничего. Были инвесторы, которые вкладывали от € 1000. Эти инвесторы стоят в титрах фильма и получают деньги обратно пропорционально сборам фильма. Я уже знаю, что они очень прилично заработали, каждый из них получит минимум € 10.000, потому что фильм продан в семьдесят стран, продан на телевизор. Я не знаю, где я был шесть лет назад и почему я не вложил деньги в это кино. Можно было классно заработать. Это очень важная схема для индустрии и очень важный прецедент.
Весь мир следит за тем, что будет на выходе. Если это сработает, я думаю, все больше и больше фильмов будет производиться по такой схеме.
Десяток фильмов уже создан по ней, но их бюджет меньше. Нет ни одного блокбастера, но есть фильмы, которые собирали по 400 тысяч долларов.
«Железное небо» собирали с нуля. Сделали тизер (teaser – рекламное сообщение, построенное как загадка, которое содержит часть информации о продукте, но при этом сам товар не демонстрируется), потом выкладывали куски сценария и наращивали аудиторию. За шесть лет удалось аккумулировать гигантскую аудиторию, что можно посмотреть в сети. Например,
у официального канала «Железного неба» 21 млн просмотров наYouTube, более 150 тыс фанов в «Фейсбуке», более 150 тыс follower’ов в «твиттере».
Часть аудитории из России, это можно посмотреть по таргетингу (рекламный механизм, позволяющий выделить из всей имеющейся аудитории только ту часть, которая удовлетворяет заданным критериям – целевую аудиторию).
Вопрос: В разных источниках пишутся разные даты начала проката – 5 и 12 июля. Некоторые уточняют, что 5-го preview (предварительный закрытый просмотр), а 12-е – выход в широкий прокат…
М.К.: Нам помог «Бюллетень кинопрокатчика», где точно сформулировано, что 5-го у нас широкое preview, а 12-го – официальная дата старта. Мы встали на июль, потому что нельзя было уходить дальше. В июле стоят очень мощные релизы - «Человек-паук» и «Ледниковый период».
Сейчас у нас порядка 100 экранов. Количество обусловлено тем, что кинотеатры боялись ставить этот фильм одновременно с «Ледниковым периодом». Их логика очень понятна. Когда ты разговариваешь с директором крупной сети, он тебе говорит: «Мы знаем, как вы работаете, мы в вас верим. Но вы понимаете, что,
если мы поставим «Ледниковый период» во все залы, то мы 100% заработаем. А если мы поставим «Железное небо» – мы, может быть, заработаем, но это – риск.
Зачем мне рисковать, если есть релиз, который 100% соберет?». Понятно, что «Ледниковый период» соберет. Непонятно, будет у них 100% заполняемость или нет. Я знаю, что по условиям от дистрибуторов там как минимум два полных экрана. В зале сидит Сережа Бондарев, который знает про это все.
Сергей Бондарев, основатель проекта kinobizon.ru: Я могу подтвердить, что там супержесткие условия. Если картину расписывают на четырехзальник, то как минимум два зала из четырех должны работать с этой картиной. Это условия, стандартные для мейджоров (рынкообразующие финансовые гиганты кинопроизводства), особенно для мейджоров, которые работают с такими крупными релизами, как «Ледниковый период».
Для меня понятна история с широким preview «Железного неба». Так как фильм выходит за неделю до «Ледникового периода» и в одну неделю с новым «Человеком-пауком», у кинотеатра есть возможность оценить риски, посмотреть, как работает картина, увидеть интерес в уик-энд и в будни и принять решение уже в уик-энд старта «Ледникового периода», как будет расписано «Железное небо».
Вопрос: Количество копий может уменьшиться через неделю, если фильм не пойдет?
Максим Кузьмин: Вряд ли количество копий уменьшится и кто-то будет расторгать договор с нами, потому что за этим следует какая-то компенсация. Preview был создан для того, чтобы понять, насколько фильм может сработать 12 июля. Вряд ли они будут его снимать, но они будут корректировать сеансы. Если они захотят нас «слить», они могут нас слить на 10-часовые утренние сеансы. Будем смотреть, но по предварительным цифрам, которые у меня есть за четверг, пока все хорошо. Мы хорошо стартанули в сетях типа «Каро», «Синема Парк». Мы встали на эту дату (12-е июля) осознанно.
Понятно, что аудитория «Ледникового периода» – все зрители кино, но это – мультик, семейное кино. Мы же предлагаем таргетировать аудиторию
и привлечь подростков, аудиторию, которая любит войнушку и т.д. Это еще один способ увеличить аудиторию.
Вопрос: Сколько копий, их тех, что вы запустили, сделано на пленке?
М.К.: Ноль, мы не работаем с пленкой. Пленка – это большие риски. Производство пленки – 1 млн., сейчас цены упали – 20 тыс. руб.; плюс логистика – 10 тыс. в одну сторону, 10 тыс. в другую – итого 40 тыс. Когда ты независимый дистрибутор и многие работают с тобой не 50/50, а 60/40, чтобы отбить 40 тыс., нужно собрать 90-100 тыс. в прокате, чтобы пленка вышла в ноль. Плюс полиграфия – минимум 10 тыс. на каждый экран. Получается, нужно заработать 50 тыс. с копии, чтобы выйти в ноль. С цифровыми фильмами легче: 2 тыс. стоит тиражирование и 2 тыс. логистика.
Сейчас все кинотеатры ставят себе цифровые залы. Например, «Синема Парку» уже в принципе не нужна пленка, хотя по количеству экранов это сеть №1. Мы ни разу в своей жизни не работали с пленкой. Это очень большие риски, а мы не можем рисковать. Мы – маленький дистрибутор, у нас небольшие обороты.
Теперь надо смотреть кино и следить за тем, что происходит с релизом. У нас очень хорошо сработали премьеры: одна была в рамках Московского кинофестиваля, вторая – в «Горизонте». Непосредственно для аудитории мы привозили создателей фильма, это тоже дает свой выхлоп.
С «Железным небом» уже произошла одна беспрецедентная история. Есть кинотеатр «Радуга» (проспект Андропова, 8, ТЦ «Мегаполис»), который работает с нами полным экраном. 5-го июля был старт, были ночные сеансы.
Вместе с нами стартовал Вуди Аллен и «Человек-паук». Потом директор написал в «Фейсбуке», что мы «уделали» Вуди Аллена и «Человека-паука» вместе взятых.
Посмотрим на финальные цифры, но в целом это приятно.
Вопрос: Как обстоит дело с выкладыванием фильма в Интернет, с пиратством?
Максим Кузьмин: Фильм появился в сети 28 мая, сразу после того, как лондонская компания «Револьвер» выпустила DVD. Мы с этим абсолютно ничего не могли сделать. На нас работает компания-подрядчик, которая защищала большие блокбастеры, они закрывают в среднем по тридцать торрентов в день, больше закрыть невозможно.
Есть четыре торрента, которые невозможно закрыть, потому что их серверы вынесены в другие страны и владельцы непонятно где.
Даже подключение прокуратуры не помогает, потому что невозможно найти концов. Радует, что есть адекватные торренты вроде RuTracker, которые можно закрыть. На нем мы успели закрыть фильмы после 14-й минуты существования.
Фильм «Железное небо» выходит в широкий прокат по всей России 12 июля на 150 копиях. Выпуском занимаетсядистрибьюторская компания Utopia Pictures («Шапито-шоу»).
«Железное небо» - первый в истории блокбастер, созданный на деньги интернет-пользователей и с их участием. Фильм создан при помощи новаторских технологий краудфандинга, краудсорсинга и коллективных инвестиций. Это уникальный проект, добившийся мировой известности и технологически не уступающий голливудским блокбастерам при бюджете всего в 7,5 млн евро,
€1 200 000 из которых были внесены пользователями интернета на правах инвесторов.
Фильм, который начался с идеи DIY-кинематографистов из Финляндии, теперь будет показан в 70 странах мира.
Расписание кинолекций Киношколы им. МакГаффина и Полит.ру на июль
Ближайшая лекция состоится 14 июля в 14.00, лектор – переводчик, поэт и кинематографист Кирилл Адибеков, тема лекции «Фестиваль в перспективе».
Комментарии
Подписаться