Фильм Грязева "Завтра" с момента его появления на Берлинском фестивале окружен скандалами, не меньшими, чем сама арт-группа "Война", про которую он снят. В прессе обсуждается не столько фильм, сколько ситуация вокруг него, письма протеста и судебные заявления «Войны» против режиссера и их призывы бойкотировать показы. «Войне» не понравился фильм и то, какими они предстали в нем перед зрителями.Олег Воротников, Леонид Николаев и другие члены группы назвали фильм трусливым и поверхностным, - и это самые мягкие слова из тех, что они употребляют.
Обсуждая картину внутри сложившегося контекста, невольно упираешься в неразрешенные вопросы о сущности документального кино и этике кинодокументалиста. Допустимо ли рассматривать своих героев как объект исследования, нарушая границы человеческого доверия? Можно ли «потрошить» людей ради искусства и желания дать честную, объективную картину происходящего? Должен ли режиссер любить своих героев или это необязательно? Ответов столько же, сколько и людей, поэтому и мнений о фильме будет много, вне зависимости от его художественных достоинств.
Фильм вызывает вопросы и желание вести дискуссию, уже один этот факт доказывает его состоятельность. Мы, зрители, обсуждаем, спорим и осмысливаем, и значит, Грязев «попал». «Война» и сама – явление более чем спорное. Кто-то видит в них маргиналов, которые портят чужое имущество и воруют в магазинах, кто-то – спасителей общественного сознания, бунтарей, революционеров и верных борцов с проклятым режимом. Мы не можем игнорировать контекст - время в котором мы живем, в котором появилась и действует «Война», наше отношение к власти, наше индивидуальное мировоззрение.
Чего нет в картине точно – это мировоззрения самого автора. Грязев самоустраняется, дистанцируется от происходящих в фильме событий, от подготовки акций, споров, быта своих героев. Возможно поэтому картина выглядит объективной, что бы там ни говорили участники группы. Грязев-режиссер – беспристрастный, симпатичны ему герои или нет, вы из фильма не узнаете. Его «взгляд теплеет» только, когда он снимает ребенка, маленького Каспера, сына Натальи-Козы и Олега Воротникова. Каспер и есть главный герой картины, и самый важный, пожалуй, вопрос, который задает режиссер – какое «завтра» у этого человека?
Считать или не считать героями нашего времени людей, рисующих х** на разводном мосту и переворачивающих полицейские машины, каждый должен решить сам. Одно неоспоримо – не нужно судить «Завтра» за то, что он не является агитационным фильмом по привлечению сторонников группе. Кино – прежде всего искусство, в том числе искусство ставить вопросы. А вопросов после просмотра фильма Грязева остается более, чем достаточно.
Читайте также материал с показа «Завтра» на Московском фестивале.
Фильм в прокате с 12 июля.
Комментарии
Подписаться