Views Comments Previous Next Search

«Чудо» Александра Прошкина

В основе «Чуда» лежит реальная, но скрываемая долгие годы история, получившее в народе название «Стояние Зои», произошедшая в середине 50-х годов в г. Куйбышев (ныне Самара). Это было время, когда ужесточились гонения на церковь, огромное количество храмов разрушалось, переоборудовалось под склады и клубы, а почерневшие от времени старинные иконы, которые люди находили на чердаках, просто выбрасывали на помойку. Во время празднования дня рождения в одном обычном доме подвыпившая девушка пустилась впляс с иконой святителя Николая, да так и застыла, как будто окаменела. Гости в страхе разбежались, а девушка простояла 128 дней до самой Пасхи.
Фильм «Чудо» снят по сценарию Юрия Арабова, который не в первый раз обращается к теме мистических явлений русской глубинки (в прошлом году одним из самых обсуждаемых фильмов года стал «Юрьев день» Кирилла Серебрянникова). Однако, картина посвящена не сколько самому «стоянию Зои», сколько реакции людей на это чудо. Как ведут себя разные люди, столкнувшись с необъяснимым явлением? Как бы повели себя вы?

Наверняка, каждый из нас слышал разнообразные истории о мироточивых иконах, целебных источниках и самозагорающихся в ночи лампадках, но своими глазами чудеса наблюдали немногие. Каждому дается по вере его. Наверняка, многие уверены, что всякое чудо происходит от самовнушения. «Господь должен показать мне чудо, чтобы я мог уверовать в него», - говорит про себя образованный скептик, потому что не может принять Бога без материальных свидетельств. Но, столкнувшись с истинным чудом, интеллектуал, бежит от него сломя голову, потому что нет сил поверить, нет сил изменить свою систему координат. Именно так поступает журналист Николай (в исполнении Константина Хабенского). Чудо меняет мужчину, освобождает от постылой работы, пресмыканий перед начальством. Но принять его Николай не может.

Иначе ведет себя персонаж Сергея Маковецкого, чиновник по делам религии, настоящий Мефистофель со стеклянным глазом, по долгу службы церковь прижимающий, но про себя все понимающий. Он отваживает людей от мистического дома, дезинформирует журналистов и общественность, потому что боится последствий, но сам втайне крестится.

Очень важен в этом фильме представитель церкви, священник в исполнении Виктора Шамирова. Даже он не верит в свершившееся чудо, считая его плодом воображения местных старух. Он лучше всех знает, что никакое чудо не добавляет веры в сердце человека. Ведь мы можем верить только в то, о чем НЕ ЗНАЕМ. Сомнения – основа веры. Сомнение – основа человечности. Чудо – страшная тайна, которое может изменить человека, выпить его веру, сжечь его разум. И священник сторонится Чуда, читая в храме проповедь, написанную уполномоченным по делам религии.

Большое место отведено в фильме встрече с чудом главного представителя власти – Никиты Сергеевича Хрущева (Алесандр Потапов). Хотя, на мой взгляд, эта линия самая неинтересная и затянутая.
Важно понимать, что режиссер Александр Прошкин не стремился сделать религиозную картину, хотя Юрий Арабов задумывал ее именно такой.

«Мы ведь живем, не особенно задумываясь о своих поступках и оправдываясь тем, что "так живут все". И чтобы заставить нас заглянуть внутрь себя, должно произойти нечто из ряда вон выходящее. Только тогда мы задаемся вопросом: а может, Бог есть и надо отвечать за свои дела? Бог - это ведь не только любовь и всепрощение, но и страх. А из нашего лексикона исчезло такое слово, как богобоязнь, боязнь преступить. И вот для героев моего фильма таким экстраординарным событием, заставившим пересмотреть свою жизнь, становится случай с девушкой и иконой». – так сказал о своей картине режиссер.

На  ММКФ фильм "Чудо" был показан в основном конкурсе и удостоился специального приза жюри.
http://www.kino-teatr.ru/kino/art/artkino/1465/
Екатерина Визгалова для www.kino-teatr.ru
Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются