Ов, сирун, сирун…
Народная армянская песня, знакомая российскому зрителю по фильму «Мимино», зазвучала еще раз с большого экрана. Но на этот раз в другом контексте и с другим настроением. В смысле, громче и более трагично. Трагично, потому что грустно, а громче, потому что больно…
Очередной кинематографический шедевр на тему армянского геноцида 1915 года в Турции не заставил себя долго ждать. Хотя со времен легендарного фильма «Майриг» французского режиссера Анри Вернея 1991 года и нашумевшего «Арарата» известного канадского режиссера Атома Эгояна, снятого в 2002 году, прошло достаточно времени. На этот раз идея созрела у итальянских режиссеров – Паоло и Витторио Тавиани. Известные братья не раз становились номинантами и победителями на международных кинофестивалях в Венеции, в Каннах, а в Москве они получали Золотой «Святой Георгий». Мировая премьера их последнего фильма, о котором, собственно говоря, и идет речь, прошла в феврале 2007 года на Международном Берлинском кинофестивале. В Москве же ее показала 24 апреля в День Памяти Геноцида кинокомпания Централ Партнершип, которая и будет прокатывать фильм на площадках города в течение последующих недель. Фильм называется «Гнездо жаворонка».
История армянской семьи Авакян на фоне происходящих событий 1915 года в Турции. В поместье «гнездо жаворонка» они устраивают праздник. Но веселью приходит конец. По всей стране отдаются приказы уничтожить мужчин армян, даже самых маленьких, а женщин и детей отправить в далекую ссылку по пустыням.
Дабы не превратить фильм в документальную хронику об исторической правде, авторы внесли в нее любовную линию. Молодая армянка Нуник влюблена а турецкого офицера. Тот предлагает ей сбежать вместе, чтобы не стать ее убийцей. Перед ней выбор: любовь или семья. Но в далекой пустыне она встречает другого турка, который ее безумно любит, но становится ее палачом.
Основой фильма стал роман Антонии Арслан. Как и предыдущие фильмы о геноциде армян, «Гнездо жаворонка» очень эмоциональная картина. Полная душераздирающих и жестоких сцен, от которых редкий зритель просмотрит до конца без капли слезинки. Но главное отличие работы братьев Тавиани - это взгляд с другой стороны. Конечно, изначально, нищий турок, которого вскормила и приютила семья Авакян, подло предает их на смерть палачам, но через какое-то время по зову совести спасает их.
Полна картина также метафорами и символами: армянскими, христианскими и просто общечеловеческими. И сделано все так профессионально, что возникает желание остановить кадр и насладиться ярким полотном. А насколько гармонично на этом полотне смотрятся красивые фактурные лица персонажей. Такое ощущение, что актеры в реальности проживают эту трагедию. Чего стоит игра великолепной Арсине Ханджян. Многого! Ее надрывы и порывы, от которых дико щемит внутри!
Кино больше чем изображение. Это целый мир за пределами кадра. В чем мы и убеждаемся при просмотре фильма братьев Тавиани «Гнездо жаворонка». Это целый мир утрат, боли и потерь. Но волшебство кино в том и состоит, что есть в нем место для надежды, света. И пароход, уводящий детей в светлое будущее – тоже метафора. Может, им больше повезет. Да и время, отпущенное режиссерам, вышло. Занавес.
Титры. Ов, сирун, сирун…
http://www.kino-teatr.ru/kino/art/artkino/678/
Комментарии
Подписаться