Дикое поле – историческое название неразграниченных и слабозаселенных причерноморских и приазовских южнорусских степей. Быть может, именно эти места представлялись Петру Луцику и Алексею Саморядову, когда они писали сценарий для фильма, который так и не успели снять при жизни. Текст пролежал восемь лет, переходя из рук в руки, пока за него не взялся Михаил Калатозишвили – сценарист, режиссёр и продюсер фильма «Дикое Поле».
Далеко-далеко, где-то в южных сухих степях живут люди. Их очень мало. Они сами не знают, как и зачем они оказались там, где нет электричества, газа, дорог, и у единственного на весь посёлок доктора Мити (Олег Долин) совершенно нет лекарств. То пьяницу привезут, собравшегося помирать после сорокадневного запоя, то мужик притащит свою больную корову. А лечить всё равно нечем, есть зёлёнка и бинты, плюс всё, что под руку попадёт. Но как ни странно люди не умирают. Они в тех местах иногда возрождаются на утро после удара молнии, пролежав в земле с торчащей из-земли головой. Бывает, и милиционер Рябов (Роман Мадянов) прискачет на коне. Может просто так прискакать, а может и с парой раненых. Есть у Мити невеста (Стоянович), писем от неё нет, но она обещала приехать.
Известно, что сценарий занимает всего двадцать шесть страниц, возможно, этого было бы не совсем достаточно для полнометражной картины. Некоторая монотонность и ненасыщенность происходящего, на мой взгляд, пошла фильму на пользу. Вялый ритм прекрасно вписывается в сюжет. Сложно представить, каким ещё способом можно было бы выразить скудность этих степей, обречённость существования в этих местах и на этом фоне подчеркнуть оптимизм жителей и их невероятное желание выживать. Герои так и сыпят шуточками, вызывающими скорее даже не улыбку, а ухмылку, потому что ну не смешно это всё, а скорее грустно. Много было снято фильмов о юродивой России, о людях, живущих в глубинке, и, с одной стороны, это наш колорит, а с другой наша реальность.
Приятным сюрпризом оказался тот факт, что Калатозишвили удалось снять очень стройный по стилистике фильм. Он создал пространство, которое со всеми своими атрибутами не вызывает подозрений. И советская песня в автомобиле «Нива», и милиционер на коне, и «Дон Кихот» на полке – всё удивительным образом вяжется друг с другом. Разве что Олег Долин (доктор Митя) кажется, иногда чересчур опрятным в светлых джинсах и относительно свежих кроссовках. Но нам не говорят, каким чудом его герой очутился в этом месте и как давно он там пребывает. По сути, весь фильм смотрится как эпизод из жизни главного героя. Он находится в кадре основную часть экранного времени и это немного надоедает. К счастью финал фильма оправдывает столь пристальное внимание к фигуре пресловутого доктора и проявляется как раз та глубина, которую только кинематограф способен выдать. И в голову лезут самые разные мысли о прошлом, настоящем и будущем…
http://www.kino-teatr.ru/kino/art/artkino/1030/
Комментарии
Подписаться