В этом году - настоящий бум фильмов о подростках. На фоне каннского лауреата, французского «Класса» и шумного «Все умрут...» Валерии Гай Германики, потрясающий немецкий «Эксперимент-2» рискует пройти незамеченным в российском прокате.
Фильм основан на реальных событиях. Старшеклассникам предстоит участие в «проекте», цель которого разобрать и изучить одну из возможных форм правления. Кто-то записался в группу «Анархистов», этажом выше класс, который выбрал авторитаризм. С чего начинается диктатура? Какие ее главные черты? Такие вопросы задает учитель в классе. Немецким нынешним детям с генами передан комплекс вины перед человечеством за дела третьего Рейха, и они вполне убеждены, что в современной Германии диктатура невозможна. Так они отвечают на уроке.
Однако, учитель не ограничивается дискуссией. Он предлагает поиграть в авторитаризм, и вполне демократичным образом его выбирают в диктаторы. Отныне на уроках ученики должны 1) сидеть прямо 2) обращаться к учителю «г-н Вегнер», а не по имени, как раньше 3) вставать при ответе. Дети быстро втягиваются в игру. Им понравился урок, они с восторгом рассказывают родителям, что «когда встаешь, кровообращение дает мозгу дополнительное питание, и ответ получается лучше». На следующих уроках дети с подачи г-на Вегнера вводят форму, затем придумывают своему коллективу атрибутику, и, наконец, именуют себя организацией, выбирая ей имя «Волна».
У каждого из подростков свой резон находиться в организации: одни видят в ней возможность для реализации своих властных амбиций, другие жаждут проявить свое нереализованное чувство товарищества, третьему «Волна» замещает отсутствующую у него семью, есть и такие, кто в жизни является предметом насмешек и мальчиком для битья, организация же дает ему уверенность и ощущение своей значимости. Таков Том, который с первого урока принимает игру за реальность, и вокруг поступков которого разворачивается драма.
Главная ошибка учителя в том, что он сам заигрывается, ему льстит повышенное внимание школьников и то, что его мнение вдруг становится столь авторитетным. На минуту забывшись, он перестает контролировать ситуацию, перестает напоминать детям, что это всего лишь игра, учебный эксперимент, и разрозненные, очень разношерстные подростки превращают «Волну» в стихию, фашиствующую силу. Чтобы прекратить эксперимент уже недостаточно просто извинений.
Факт, конечно: подростки нуждаются в организованности, в авторитетном взрослом, который их похвалит, даст им полномочий, выслушает, поручит что-то важное. Дети есть дети. Нельзя бросать их во взрослую жизнь, требуя самостоятельности и поступков высокой морали. И предлагая детям взрослые игры, необходимо помнить об их нравственной незрелости, закомплексованности, глупости, наконец. Дети - это опасная субстанция. И за ошибки воспитания приходится платить слишком дорого: свободой, честью и даже кровью.
Помимо тематики, хочется добавить, что фильм замечательно снят и прекрасно сыгран всеми актерами. Ни одной фальшивой ноты. Немцы молодцы. Ответственное отношение не только к истории, но и к собственным детям.
http://www.kino-teatr.ru/kino/art/artkino/968/
Комментарии
Подписаться