В последнее время мы все реже и реже видим на большом экране простые человеческие чувства и картины. Перед нами мелькают все более изощренные способы заглянуть в темные глубины сознания. Спецэффекты давно и прочно заняли место актеров и картонных декораций. А все попытки показать отношения между людьми сводятся к технике тела (в эротических поделках по выходным) и «ржанию» зрителей за кадром (в ситкомах). Словно вокруг нет обычной жизни, а мы состоим из пластика и картона, замещая тем самым несуществующие декорации в блокбастерах.
И даже если перед нами появляется какая-нибудь драма или мелодрама, то она обязательно с запашком телевизионщины или с примесью дикого и заумного арт-хауса.
Поэтому немудрено, что когда появляется что-то вроде итальянской драмы «Человек, который любит», то мы чувствуем освежающее дуновение ветра в этом безвоздушном (читай: бездушном) пространстве.
История нового фильма Марии Соле Тоньяцци проста и в то же время наполнена богатым внутренним содержанием. Ее идея очень точно подмечена в одной из сцен, где герои смотрят старое-доброе итальянское кино. Точнее, картину классика неореализма Пьетро Джерми «Бесхарактерный мужчина», чье название созвучно с произведением Тоньяцци из-за слова «uomo». В ней, разумеется, также повествуется о любви, но нам был показан именно тот эпизод, где персонажи пытаются купить у кого-то сигареты, но получают их безвозмездно. После чего следует фраза «Вот видишь, есть на свете еще хорошие люди», которая и задает тон восприятию новой любовной истории, повествующей нам о человеке, который не может жить без сильных чувств…
Сорокалетний Роберто переживает бурный роман с Сарой, которая служит вице-директором в одной из гостиниц Турина. Но однажды он узнает, что она ему изменила, и никак не может с этим смириться. В результате они в конце концов расстаются, но Роберто еще долгое время пытается встретиться с Сарой, следит за ней и все время думает о том, почему же так все произошло. Это случилось в сентябре.
Проходит время. На дворе – март. У Роберто новая подруга. Ее зовут Бела, и она занимается оформлением галереи современного искусства. На первый взгляд у них все хорошо, но на самом деле он ее не любит, так как не в силах забыть свою неповторимую Сару. Да и у Белы не все гладко. Она мечтает о детях, но у нее проблемы со здоровьем…
Простая житейская история, казалось бы. Такое в жизни встретишь на каждом шагу. Но режиссеру удалось объединить все действие мыслью обо всех проявлениях любви. Она ведь разная, как и люди. У Роберто есть брат, который боится признаться родителям в том, что он – гей. Родители же, если они нормальные, никак не смогут отвернуться от своего сына, несмотря на все его странности. Что в этой картине и доказывается. Еще есть несчастная владелица аптеки, где работает наш герой. Она всю жизнь любит одного человека, а его уже много лет нет с ней. Как выжить в этой ситуации – представить нельзя, но нам легко и элегантно предлагается выход. И, конечно же, любовь невзаимная и взаимная, страстная и всепожирающая, спокойная и умеренная. Да и людей, если посудить, нет плохих. Просто у каждого свои недостатки…
«Человек, который любит» построен линейно, никаких резких выпадов и лишних сюжетных линий. Он вовлекает в сюжет правильно подобранными деталями (взорвавшаяся кофемолка в квартире безнадежно влюбленного, абстрактные картины в галерее у Белы, одинокая лодка на озере) и размеренным повествованием под ненавязчивую музыку. Одно проявление любви следует за другим, и нам в конце нетрудно смириться со своеобразным хэппи-эндом. Немалая заслуга в удачно показанной истории и самих актеров. Пьерфранческо Фавино, знакомый теперь нашему зрителю по «Ангелам и демонам», здесь вызывает сочувствие и симпатию. Итальянская кинодива Моника Беллуччи и в этот раз предстала ангелом во плоти, но ее образ слегка потускнел от финального срыва, обретя тем самым человеческие черты. Ну, а самая противоречивая натура здесь представлена Ксенией Раппопорт, которая так удачно совпала мировоззрением с итальянским кинематографом. Она, кстати, еще в «Незнакомке» очень хорошо смотрелась с Фавино, поэтому ее участие в фильме Тоньяцци было предопределено.
В итоге мы получили не то, что шедевр, но очень удачное и не лишенное смысла, пусть и житейского, «женское кино». Побольше бы таких «не-шедевров», тогда бы в нашей жизни, возможно, было бы больше счастья и неяркого, но долгого света.
http://www.kino-teatr.ru/kino/art/artkino/1221/
Комментарии
Подписаться