«Я всегда хотел быть гангстером» Самуэля Беншетри
Фильм французского режиссера и сценариста Самуэля Беншетри «Я всегда хотел быть гангстером» – это четыре новеллы о людях, которые пытались стать настоящими бандитами, но так и не смогли. В каждой из историй отчаявшиеся герои оказываются перед выбором между честной бедностью и преступлением, но силы добра под видом смешной нелепости удерживают их от рокового шага. Объединяет всех персонажей Беншетри то обстоятельство, что большую часть своего времени они проводят в дешевой американизированной забегаловке. Режиссер словно призывает и зрителей заскочить на часок с попкорном, посмеяться и погрустить вместе с незадачливыми обитателями кафе, попадающими в абсурдные ситуации. «Я всегда хотел быть гангстером» – трагикомедия, вызывающая в памяти образы чаплинских и китоновских маленьких людей, с их способностью смешить сквозь слезы. Беншитри научился у старых мастеров вызывать смех, но никогда не впадать в пошлость.
Картина начинается с классического гэга: человек в колготках на голове, налетает на столб и падает. Простой способ вызвать смех зала, используя комедию положений. Но все не так просто. Беншетри умело управляет эмоциями зрителей, заставляя не только смеяться, но и сострадать. Вот бандит-неудачник пытается ограбить придорожное кафе, но терпит фиаско, знакомясь с красивой официанткой. Или двое интеллигентных на вид мужчин крадут девочку-эмо, которая сильно усложняет ситуацию, пытаясь покончить жизнь самоубийством. Есть среди обитателей кафе и престарелые гангстеры (из тех времен, когда еще соблюдался кодекс чести), которые пытаются убить своего товарища по его же просьбе, и два престарелых рокера, которые так и не могут решить, кто из них известнее.
С первого взгляда, фильм можно принять за дипломную работу выпускника режиссерского факультета французской киношколы. Здесь есть все, чем болеют молодые режиссеры. Картина черно-белая, пестрит цитатами: здесь и тарантиновская кафешка, как в «Криминальном чтиве», и длинные, немного странные диалоги, как у Джармуша, и флэшбеки, сделанные в стиле раннего Чаплина. Но Беншетри, в отличие от начинающих режиссеров, не пытается завуалировать свои любимые символы. А гангстерская тема – лишь прием, позволяющий напомнить о жизни не очень благополучных жителей большого города. Проблемы героев фильма знакомы каждому горожанину, и истории эти могли произойти где и когда угодно. Киднэппинг у Беншетри совершает не огромный амбал в шрамах и с автоматом Калашникова, а интеллигент в очках от безысходности. Но оказывается, даже если жизнь невыносимо тяжела, переступить черту сможет далеко не всякий. Тут уж важно, что у героя в душе, а не то, что у него в кармане. Все обитатели кафе – бесконечно добрые и обаятельные несостоявшиеся злодеи.
В фильме Самуэля Беншетри все как в жизни, если любить жизнь. В реальной судьбе режиссера все как в дурном кино. Его SMS послужила случайной причиной гибели бывшей возлюбленной – актрисы Мари Трентиньян от рук ревнивца-мужа. Может быть, и поэтому, его фильм не умножает количество зла в мире, а добро торжествует сквозь смех и слезы.
http://www.kino-teatr.ru/kino/art/artkino/1173/
Комментарии
Подписаться