Views Comments Previous Next Search

«Пророк» Жака Одияра

«Пророк» Жака Одияра. Изображение № 1.

Франция. Наши дни. Девятнадцатилетний сирота Малик Эль Джабена (Рахим) попадает в тюрьму на шесть лет за избиение полицейского. За решеткой, среди враждующих кланов, ему не протянуть и пары дней: арабы его не принимают, потому что он не чтит их традиции, а корсиканцы – из-за его смешанной национальности. И весь сюжет, наверное, скатился бы к очередной тюремно-психологической драме, если бы лидер клана корсиканцев – Лучано, не предложил выгодную, но опасную работу. Вынужденный повиноваться, Малик со временем начинает вынашивать собственные планы.
Жанр криминальной драмы во Франции практически так же горячо любим, как и у нас, правда, мы в современном кино еще не научились вкладывать смысл в извечную борьбу между бандитскими группировками: у нас они убивают друг друга только из-за того, что сценарист назвал одних хорошими, а других плохими. Во Франции все намного тоньше: неоднозначный главный герой, которого и героем-то назвать тяжело, постепенно становится все озлобленнее и хитрее, его патрон из последних сил и крайними методами удерживает скользкую власть, продажные тюремщики, которые всегда выбирают сторону сильных, сложные душевные перипетии героев, в конце концов, серьезная социальная драма. Последнему уделено особое внимание. Всем известные проблемы иммигрантов в Европе нашли ясное отражение в фильме: по сюжету Малик не имеет четкой расовой принадлежности и с детства разговаривает сразу на двух языках – арабском и французском. Неудивительно, что такой разносторонний подход пленил избирательное жюри и «Пророк» удостоился гран-при последнего Каннского кинофестиваля, без лишнего шума и с холодной расчетливостью обойдя «Антихриста» Ларса фон Триера, «Разомкнутые объятия» Педро Альмадовара и «Ублюдков» Тарантино.

Снял «Пророка» небезызвестный мастер «блатной» драмы Жак Одияр, уже успевший поработать и в качестве сценариста (соавтор сценария «Профессионала» с Жан-Полем Бельмондо) и в качестве режиссера. Его предыдущие картины так же развивали темы эмигрантов и криминала, но скорее были наполнены имманентными переживаниями, нежели действительным столкновением с жестоким миром преступности. В «Пророке» Одияр раскрыл именно это столкновение, правда, уже прибегая к голливудским методам. Явно вдохновленный такими мэтрами, как Скорсезе, де Пальма и Коппола, он без лишней робости заимствует их находки, которые не всегда идут на пользу. Хотя, эти замечания по большей части носят чисто эстетический характер, корни которых основательно засели в непреодолимой ностальгии по старому французскому кино.

Что же до актерской игры, то тут претензий нет. Уверенно держится дебютант в большом кино Тахар Рахим в роли Малика, интересный образ получился у бывалого Нельса Ареструпа, на чьи плечи выпала самая тяжелая ноша. Трудно играть очередного авторитета не вдаваясь в бесчисленные повторения, но его Лучано – это образ самостоятельный и автономный: бессмысленно жестокий и расчетливый человек, чья власть держится исключительно на проповедуемых идеях братства корсиканцев. Из актеров второго плана хотелось бы обратить внимание на Реда Катеба, играющего цыгана, уж очень импозантных получился у него герой, пускай и с сильным акцентом персонажей Гая Ричи.
«Пророк» – конечно, не новая веха в криминальных сагах, чего-либо неожиданного и свежего мы здесь не увидим, но опытная рука Одияра, проницательная игра актеров и неподражаемый французский шарм делают этот фильм одним из главных событий осени в данном жанре.

http://www.kino-teatr.ru/kino/art/artkino/1419/

Андрей Довбешко для www.kino-teatr.ru
Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются