Views Comments Previous Next Search

«Луна 2112» Данкана Джонса

В 22 веке на Земле заканчивается топливо, и людям приходится добывать его на Луне. Там располагается станция с умным роботом Герти (его озвучивает Кевин Спейси) и одним-единственным работником Сэмом Беллом (Сэм Рокуэлл). Его четыре года на станции скоро заканчиваются, и за считанные недели до возвращения домой (где его ждут жена и дочь) он попадает в аварию на грунтосборщике. А когда вскоре просыпается на станции, то встречается с новым работником, как две капли воды похожим на него.

«Луна 2112» Данкана Джонса. Изображение № 1.


Все сюжетные перепитии «Луны» укладываются в несколько строчек и какие-то полчаса экранного времени. Появление второго Сэма Рокуэлла объясняется чуть ли не сразу – и оттого становится ясно, что фильм совсем не об этом. В общем-то с «Луны 2112» можно уйти сразу после начальных титров и при этом уловить ее суть. Она, конечно, об одиночестве и о холодной прелести жизни, к которой герой «Луны» тянется, даже разобравшись, что все кругом иллюзия. Тем лучше, что Данкан Джонс (более известный как Зоуи Боуи) не затягивает с рассказом истории, сконцентрировавшись больше на эпизодах с собиранием макета родного городка героя и загадочными работами на поверхности Луны.

Постеснявшись самого жанра, фамилии своего отца и сравнений с классикой – Данкан Джонс снял, в подтверждение своих собственных слов, маленький и симпатичный фильм. К сожалению, все это звучало слишком хорошо, чтобы быть правдой, и у «Луны» найдется с десяток недостатков среди которых неожиданно оказываются и исполнитель, в общем-то, единственной роли, Сэм Рокуэлл, и музыка Клинта Манселла, которая с Луны переносит зрителя в какой-то урбанистический пейзаж. По своему прекрасные Рокуэлл и Манселл меньше всего подходят на роль людей, запертых в безграничном космосе – и как бы странно это ни прозвучало, они слишком яркие личности для того, чтобы так или иначе участвовать в мизантропской копии sci-fi. Недаром Харрисон Форд и Ридли Скотт до сих пор не разговаривают друг с другом. В таких фильмах участвуют личности незаурядные, но не настолько, чтобы затмить собой космический пейзаж. Одной фразы Рокуэлла достаточно, чтобы настроение «Луны» менялось – что явно никак не занесешь в актив Данкану Джонсу, чья картина вразрез с героем протекает очень неторопливо и сдержанно.
Переполненная даже не реминисценциями, а скорее воспоминаниями о фантастике 70-80-х, «Луна 2112», конечно, совсем не похожа на исходный материал. Хотя бы потому, что похожей и не старается быть. На самом деле, это фильм современный и, может, оттого такой проницательно тоскливый. И чем ближе то самое будущее с космосом и искусственным интеллектом, тем глубже и острее переживается нехитрая мораль «Приключений электроника». Ну а до чего именно дошел прогресс, значения, в общем-то, не имеет.
Но в отличие от Скотта, также вынесшего из «Чужого» весь прогресс и будущее с его очевидными загадками (в том числе и корпорацию, и Землю, какой бы она там ни была) в картине Джонса нет того величия и фанатичной любви к безграничному и холодному космосу. Самая удачная метафора «Луны 2112» удивительным образом сказывается и на настроении фильма – он выходит крайне одиноким и маленьким, как и сам объект наблюдений в нем. И тем страннее, что в конце упоминается и корпорация, и суд на Земле – и много всего такого, о чем, в общем-то, и говорить как-то неуместно.

http://kino-teatr.ru/kino/art/artkino/1387/

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются