Гипатия родилась примерно в 370 году и была дочерью александрийского математика Теона. С раннего детства она имела склонность к наукам, и впоследствии, благодаря исключительности ума, снискала уважение и почет как философ и ученый. Она занималась вычислением астрономических таблиц, написала комментарий к сочинению Аполлония и Диофанта. Имеются сведения о том, что Гипатия изобрела ареометр - прибор для определения плотности жидкости, астролябию - прибор для определения астрономических координат, планисферу, позволяющую вычислять заход и восход небесных светил. Не было в Александрии человека, не знавшего о Гипатии. Ее имя упоминается во многих книгах и письмах ученых и политиков того времени.
Характерно высказывание Сократа о Гипатии: “Она достигла таких высот познания, что превзошла всех философов своего времени; наследница платоновской школы, возрожденной Плотином, она читала философские лекции всем тем, в ком было желание услышать”.
Увы, историкам неизвестны ни философские взгляды, ни математические результаты исследований Гипатии, поскольку судьба была беспощадна и к ней самой и к ее книгам. Ни одна из написанных ее работ не дошла до нас, а сама Гипатия стала жертвой заговора. Ее убийство, имевшее место в марте 415 года, во время великого поста "навлекло немало позора на александрийскую церковь".
За три дня до нынешнего великого поста выходит в прокат фильм испанского оскароносца Алехандро Аменабара «Агора», исторический эпос, центральной фигурой которого становится Гипатия в исполнении Рейчел Вайз. Название фильма отсылает нас к толковому словарю, в котором значится, что Агора — это древнегреческая рыночная площадь, место общегражданских собраний, зачастую административный и экономический центр города. Таким образом, основная тема фильма - исторические и политические события, имевшие место в римской Александрии на рубеже четвертого и пятого столетия.
Дату релиза наверняка определяли такие же антиклерикалы, как и сам Аменабар. Картина прямолинейно обличает первых христиан во главе с епископом Кириллом Александрийским, после смерти причисленного к лику святых. Все христиане в фильме либо фанатичное невежественное зверье, бывшие рабы и бродяги, либо хитрая властолюбивая знать, для которой вера в единого Бога - аргумент сугубо политический.
Фанатики христианской веры в фильме ведут себя хуже большевиков в 17-м году. Они последовательно: неполиткорректно высказываются о язычниках, кидают в шутку их в огонь, получают отпор и, озлобившись, уничтожают Александрийский научный центр Серапеум, храм бога Сараписа, а также крупнейшее книгохранилище Александрийскую библиотеку. По свидетельству древних писателей, во время того набега сгорело семьсот тысяч томов. В картине все это происходит на глазах Гипатии, которая сама готова умереть за свитки, но ее удерживают рабы ее отца. Возможно, так оно и было, ведь реальная Гипатия и ее семья жили на территории Серапеума.
После полного свержения язычества в городе, продолжаются гонения на иноверцев, теперь люди нового епископа Кирилла устраивают еврейские погромы. Особенно неистовствуют парабаланы (бывшие солдаты и гладиаторы). Помимо того, церковь осуществляет давление на префектов округов и в какой-то момент решает убрать с дороги Гипатию, имеющую большое влияние среди ученой знати и обоснованно критикующую политику епископа.
Поскольку о жизни Гипатии сохранились лишь отрывочные и случайные известия, составить сколько-нибудь подробную ее биографию нельзя. Поэтому сценарий «Агоры» может быть рассмотрен только как одна из версий жизни Гипатии, а в такой истории невозможно обойтись без домыслов и допущений. Картина охватывает временной промежуток в 30 лет, но для зрителя картины исторические события наслаиваются одно на другое, без интервалов и привязок к датам. Реальная Гипатия была убита в возрасте около 50 лет, между тем в картине она умирает молодой. В «Агоре» нашлось место и для любви, сразу двое мужчин питают к женщине-философу пламенную страсть – бывший раб Давус и один из учеников, а в последствии префект Орест. Один из них получает в дар платок с ее «месячным циклом», другой – свободу. К сожалению, обе любовные линии ни к чему не ведут, выдавая с потрохами свое искусственное происхождение: оба поклонника становятся свидетелями смерти Гипатии и оба, фактически, ее предают.
Историческая драма такого уровня требует обильных затрат, Аменабар уложился в $73 000 000, воссоздав древнюю Александрию довольно детально, однако, скорее всего, в качестве исторических источников были использованы стандартные путеводители. Храм, театр, общественный туалет, в котором римляне мужского пола сидят и читают со спущенными (не задранными) юбками. Костюмы с первого кадра зрительно подчеркивают разделение персонажей на хороших и плохих. Хорошие (язычники) в белых тогах, плохие (христиане) в черном тряпье, евреи в чем-то сером.
Забавным художественным решением выглядит периодически вставленная в фильм земля из космоса и эффекты, имитирующие Google-Earth, призванные проиллюстрировать с одной стороны размышления Гипатии об устройстве вселенной, а с другой демонстрирующие, что Бога нет.
Жанровая ли картина «Агора» или авторская, сразу не разберешь. По грандиозности замысла и художественному воплощению это исторический голливудский блокбастер. Однако, для большого кино идея слишком резкая, а история постоянно "уходит от Голливуда" (в фильме могло бы быть, но нет противостояния личностей, нет ни одного "правильного" поединка и некоторых других необходимых элементов жанрового кино). Авторский замысел, идеи о том, что наука и культура много выше и добросердечнее религии, о том, что между силой и насилием нет границы, перешибают зрелищность. Фильм, безусловно, интересный, однако, все то же самое, но лучшим языком, изложено на пяти страницах альманаха из серии ЖЗЛ («Гипатия, дочь Теона», автор А. Штекли).
Комментарии
Подписаться