Views Comments Previous Next Search

«Неудачники» Жан-Пьера Жене

Последнее время я все чаще испытываю разочарование при просмотре новых фильмов. Артхаусные проекты похожи друг на друга однообразной стилистикой. Блокбастеры уже трудно различать, потому как цифра полностью уничтожила индивидуальные почерки многих кинематографистов. Все сложнее понять, кто у руля: Ридли Скотт, Луи Летерье или Майкл Бэй. Роботы из последнего «Терминатора» похожи на «Трансформеров», а Кракен из новой «Битвы титанов» - на железяк из будущего.

Поэтому-то все острее ностальгия по времени без компьютеров, когда фантастика строилась на уловках, а страх таился за мастерским гримом и тенями. И все сильнее любовь к тем, кто остался верен себе, своему стилю, своему восприятию окружающего мира и кинематографа. К таким сказочникам, как Тим Бертон, Терри Гиллиам и Жан-Пьер Жене

«Неудачники» Жан-Пьера Жене – это не только яркий образец своеобразного стиля, но еще и возвращение режиссера к истокам. По сути, как говорит и сам Жене, картина представляет собой органичный сплав «Деликатесов» и «Амели». От первых достались безудержный драйв и черный юмор, а от второй – детская наивность и визуализация мыслей.

Но я, как обычно, забежал вперед. Хотя в случае с таким мастером, как Жан-Пьер Жене, нельзя забывать про сценарий, а точнее, историю, рассказанную режиссером на пару со своим постоянным напарником Гийомом Лораном (про Марка Каро здесь и не может быть речи, потому как он пошел другими путями)…

Жил себе один парень – Базиль, жертва противопехотных мин (его отец подорвался где-то в Африке) и фатальных совпадений. В один злополучный день при уличной перестрелке он получает пулю в лоб. Врачи спасают его от смерти, но свинец оставляют у него в мозгу в качестве трофея (их разговор при операции любо-дорого послушать). И теперь у него нет ни работы, ни жилья, а любое волнение вызовет мгновенную смерть. Но Базиль не унывает, словно он Форрест Гамп, и преспокойно зарабатывает себе на пропитание, выступая с маленькими скетчами на улице и в переходах. Чем, разумеется, вызвал интерес у таких же люмпенов, как он, и вскоре у него появилась и еда, и крыша над головой. А главное, он приобрел новых друзей, с которыми в один прекрасный день и придумал блестящую аферу в духе старых детективов про мстителей.

Вот из-за этих-то друзей по большому счету и стоит смотреть «Неудачников», потому что их характеры и типажи тщательнейшим образом прописаны и вызывают неподдельный интерес. Среди них есть Калькулятор, Женщина-Змея, Крошка Пит и Фракасс, а играют их соратники Жан-Пьера Жене (Доминик Пинон и Иоланда Моро), мэтры кино (Жан-Пьер Мариэль и Мишель Кремадес) и новички, подающие надежду (Мари-Жюли Бо).

Впрочем, в этой искрометной истории прописаны все детали: от интерьера пещеры, где обитают неудачники, до изобретений Крошки Пита. Но есть и новшества, которые режиссер решил использовать, чтобы подчеркнуть время действия. Несмотря на то, что в целом Париж у Жене все такой же старомодный, словно сошел с открыток начала прошлого века, герои живут в современном мире с его небоскребами, Интернетом и глобализацией. И венцом этого намеренного сочетания ретро и настоящего, конечно же, стала финальная шутка с You Tube.

Для тех, кто любит его творчество, Жене оставил множество самоцитат. Например, один из оружейных магнатов в исполнении Андре Дюссолье собирает довольно странные вещи – части тела знаменитых людей, и в памяти сразу всплывает фраза Пинона из короткометражки «Мелочи» про то, что он не любит такие коллекции. Но, скорее всего, это даже не самоцитата, а часть паззла, некий обязательный предмет из творческой лаборатории Жан-Пьера. И это играет лишь ему на руку, а не против него. Такие детали в очередной раз подтверждают его самобытность, как художника.

«Неудачники» Жан-Пьера Жене. Изображение № 1.

Даже актуальность темы (продажа оружия) служит всего лишь поводом для того, чтобы разыграть сюрреалистическо-экспрессивную комедию о незаметных людях, чей мир, оказывается, намного интереснее обустроенного мирка сильных мира сего.

Про актеров, пожалуй, даже не стоит рассуждать. Достаточно вспомнить Дани Буна, говорящего за персонажей «Большого сна», чтобы улыбнуться. Или Доминика Пинона, который в очередной раз страдал ради дружбы с Жаном-Пьером, – на сей раз им выстрелили из пушки.

Так что, если любите французский юмор, необычный визуальный мир и Амели Пулен в качестве деликатесов, то это ваша картина. А если вы даже не слышали про Жан-Пьера Жене, то в этом случае вам уже ничего не поможет. Даже та пуля, что застряла у Базиля в его счастливой голове…

http://kino-teatr.ru/kino/art/artkino/1649/

Макс Милиан для www.kino-teatr.ru
Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются