«Перемирие» Светланы Проскуриной
Минуло несколько месяцев после показа и последовавшей за ним победы «Перемирия» на 21 Кинотавре, а в памяти до сих пор диковатые персонажи Светланы Проскуриной, сумрачная природа картины и рефлексирующий главный герой в исполнении Ивана Добронравова.
Тогда я мало что понял из просмотра фильма, и лишь сама режиссер прояснила ситуацию и с названием, и с ее авторской позицией по отношению к зрителю и, тем более, к критикам. «Перемирие» по Проскуриной – это избыток мира, который мы теперь можем лицезреть каждый день, путешествуя, вбирая в себя неиссякаемый поток информации, и при этом абсолютно не уметь общаться и слушать другого человека.
Но вернемся к самой истории, поведанной на достаточно сложном киноязыке.
Молодой парень проживает череду нелепых и странноватых происшествий (начиная с появления голой барышни в общежитии и заканчивая пыткой «башкира»), чтобы в финале обрести, наконец, себя или, как выразилась сама Проскурина, «лицо». Лицо в смысле внутреннего стержня, определяющего молодого человека как мужчину. Здесь также имеется в виду такое замыленное понятие, как «душа».
Трудно согласиться с коллегами, посчитавшими многих персонажей моральными уродами, несмотря на то, что эту тему в свое время широко охватил Балабанов («Про уродов и людей»). Нет здесь и явных гопников, как считает продюсер фильма Сабина Еремеева. Но зато в «Перемирии» немало живых людей со своими странностями и заботами. Особенно выделяются на общем фоне герои Сергея Шнурова и Алексея Верткова. А сам Добронравов, обладая недюжинным дарованием, выглядит все-таки слегка шаблонным. В некоторых местах он скорее сам выступает в качестве зрителя. Зрителя, наблюдающего за чужими бедами: у кого-то оторвало палец, кто-то сорвался с балкона, а третий срывается при нем на несчастном разбойнике.
Фильм включает в себя вполне закономерные эпизоды с «мясом», откровенные сцены в бане, а вся история с пыткой, конечно же, сильно напоминает стиль Луцика и Саморядова, особенно «Дикое поле», поставленное по их сценарию. Но, тем не менее, это совсем другая история, другой стиль. Это Олег Лукичев, потрясающе снимающий природу и лица. Это отдельный мир, сосуществующий параллельно с реальностью, как и любой хороший фильм.
О чем эта лента? Проскурина права в том, что не любит давать свою трактовку. Это дает возможность зрителю домысливать самому, искать потаенные смыслы, и каждый находит в картине что-то свое при условии, если у него лежит душа к подобному кино. Это касается и названия картины, и сцены с женщиной (многие гадали, это одна и та же актриса, что появлялась обнаженной в начале, а затем появилась с двумя детьми), и самого смысла.
Я воспринял посыл режиссера по-своему. Для меня это история о том, как человек становится тем, кем его в результате потом и запомнят потомки. Кто-то сбивается в определенный момент с пути и превращается в полное ничтожество, а кто-то, как герой Добронравова после того, как его ударило током, обретает не только себя, но и новую жизнь. По сути, это гуманистическое послание режиссера к нам, чтобы мы всегда оставались людьми. Что, впрочем, уже не раз было доказано на практике, если вспомнить последние события, связанные с лесными пожарами.
http://kino-teatr.ru/kino/art/artkino/1778/
Комментарии
Подписаться