Фильм «Моя девочка не хочет…» снят просто, даже, пожалуй, минималистично - как в смысле антуража, так и в смысле характеров и экранной истории вообще.
Мать двоих детей Лена (Кьяра Мастроянни) на грани и развода, и нервного срыва, тщетно пытающаяся обрести равновесие, ощутить в себе интерес к жизни и понять свои желания. На этой почве она без конца терроризирует своих многочисленных родственников, у которых и своих проблем предостаточно.
Брат, переживающий приступ всепоглощающей любви, но не способный избавиться от детского взгляда на мир и избавить от этого же свою невесту.
Сестра, любящая и презирающая своего ревнивого и ничтожного мужа. Параллельно борющаяся с Леной за место в сердце матери.
Отец и мать, в свою очередь, наслаждающиеся свободой пожилых людей и переживающие ренессанс любви.
…Кино, в котором, казалось бы, ничего не происходит, и, в тоже время, происходит многое. Происходит вокруг, пока герои проживают день за днем свою унылую жизнь.
«Моя девочка не хочет…» - название (в переводе) легкомысленное и где-то глуповатое, но и неожиданно более точно, чем оригинал («Нет, моя девочка, ты не собираешься танцевать»), отражает суть фильма Кристофа Оноре.
Эгоистка Лена успешно, изо дня в день, прикрывающаяся благородными словами о своих детях, боится жить и любить, а вместо этого утомляет всех своей жизненной трусостью.
Очень хочет «прожить без мужа всю оставшуюся жизнь», а сама не может шагу ступить, не попросив внимания и помощи терпеливого Найджела (Жан-Марк Барр).
Очень хочет любить, но трусливо бежит от чувств, предложенных красивым эксцентричным молодым человеком (Луи Гаррель).
Уверяет себя, что хочет жить только ради детей, но боится признаться, что женщина обычно бывает замужем за мужчиной, а не за своими детьми… Откровение, которым поделилась с ней в конце фильма ее мудрая мать.
Жизнь прошла и проходит... И ничего, почти ничего не остается от человека, его мыслей, чувств и метаний, кроме холмика земли. Подобная мысль озаряет Лену в самом что ни на есть философском месте - на кладбище, и, конечно, не добавляет спокойствия ее душе.
…Необычной, хотя и выбивающейся из общего настроения, историей украшена середина фильма. Притча о красивой, но беспутной деве, которая все никак не могла выбрать себе мужчину по душе. И лишь тот, кто сумел протанцевать десять часов подряд, мог стать счастливым обладателем ее сердца. Много соискателей пало замертво, и уже никто не хотел протянуть ей руку, пригласив на танец. Одиноко стояла она на вершине холма, пока прекрасный незнакомец не позвал ее за собой. На последний танец, прекрасный танец, теперь уже ее смерти.
Увлекаясь красивой картинкой и недоумевая, зачем собственно рассказана такая романтичная история, зритель, однако, вскоре понимает глубокий смысл и трагедию жизни главной героини (прекрасной девы Лены). Смысл, который режиссер, практически с первых кадров фильма, пытался донести до всех нас. Смысл, теряющийся в бесконечных молчаливых и часто пустоватых кадрах, но мгновенно угадывающийся в концентрированно яркой аллегории.
Гонясь за химерой, мы часто напрасно тратим свою жизнь и, что гораздо более жестоко, - жизнь наших близких.
В своих метаниях Лена не замечает потери, которые несут ее родные и друзья. Бывший муж больше не рассчитывает быть понятым, родители не надеются быть услышанными, родной сын, чтобы обратить на себя внимание, намеренно ранит себя.
Именно поступок сына помогает Лене, наконец, увидеть происходящее со стороны и ужаснуться.
Как жить дальше? Как прожить свою жизнь не так… не так, как все равно ее проживают все: от радостных минут рождения первого ребенка до ненужной и немощной старости?
Лена не знает, не знают и зрители, оставившие главную героиню в финале фильма размышлять об этом в одиночестве на диване в пустой комнате.
А режиссер Кристоф Оноре, в свою очередь, оставляет и нас рядом с ней.
Не уходите из кадра так быстро, как, если бы вы испугались чего-то. Останьтесь и задумайтесь, так ли прост этот фильм, как могло показаться в самом начале пути.
http://kino-teatr.ru/kino/art/artkino/1781/
Комментарии
Подписаться