«Пыль времени» Тео Ангелопулоса
Пыль времени – это груз воспоминаний, накопившихся в памяти за всю нашу жизнь. Это разочарования и надежды, которых с каждым годом становится все больше и больше. Это удел человека, стремившегося к идеалам и получившего от них оплеуху…
«Пыль времени» живого классика кинематографа Тео Ангелопулоса – это не попытка исследовать пространство и время, в которых он существовал последние полвека, а аллегория рухнувших надежд и всепоглощающего разочарования.
Отправной точкой больших надежд в фильме служат послевоенные годы, а еще точнее, пресловутое «холодное лето 1953 года». Смерть Вождя вселяет в героев чувство эйфории и свободы, которые закончились так же мгновенно, как и начались. Элени и Спироса разлучили после их безумной любви в трамвае на фоне памятника Сталину. Расплата за такое святотатство известно какая – лагеря…
«Пыль времени» Ангелопулоса включает в себя две сюжетные линии.
Одна из них повествует о современном Гвидо – режиссере по имени А., который мечется в поисках своей дочери-мамы (недаром соавтором сценария является Тонино Гуэрра, многие годы сотрудничавший с великим Феллини). Здесь нет места мюзиклу, как у Маршалла в «Девяти», но музыка все равно присутствует, чтобы рассказать историю Элени и Спироса, вошедшую в новый фильм А..
Параллельно развивается сюжет с родителями А., а точнее, все действие крутится вокруг его матери. Ссылка в Сибирь, прощание с СССР, поиски Спироса в Штатах в период Уотергейта, падение Берлинской стены – таков ее путь к внезапно прервавшейся любви.
Но помимо них есть история Якоба, влюбленного в Элени. Он становится третьей стороной любовного треугольника, и именно ему предназначено прочесть стихи заключенной Анны про «третье крыло» - ключевой образ картины. И совсем немного в фильме самого Спироса – его фигура обретает силу лишь в финале.
Ангелопулос через образы и сюжет рассказывает нам о крахе надежд старшего и среднего поколений. С окончанием прошлого века (фильм заканчивается празднованием Нового – 2000-го – года) пришли пустота и смерть. Идеалы забыты и позаброшены, люди все больше походят на зомби, столпившихся в начале фильма на площади, чтобы услышать новость о смерти Сталина. И где-то в глубине сердца еще теплится надежда на то, что новый век принесет что-то светлое и хорошее, а не нефтяные катастрофы и войны.
В сущности, «Пыль времени» повествует не о людях и их переживаниях, а об абстрактных понятиях, главными из которых являются Прошлое, Настоящее и Будущее. Родители А. и Якоб, конечно же, представляют собой ушедшее в небытие время. Они живут воспоминаниями и давно исчезнувшими переживаниями. А., как истинное Настоящее, находится в поисках чего-то нового и незамутненного, т. е., своей дочери. А Элени-младшая боится жизни и хочет умереть. Это наше зыбкое Будущее, которого любой нормальный человек боится, в тайне мечтая о том, чтобы оно поскорее обернулось Настоящим и Прошлым…
Но не будем больше вдаваться в аллегории и символы. Помимо великолепной образности в фильме есть и блестяще исполненные роли. Достаточно лишь назвать имена, чтобы понять, что картина получилась мощной и неоднозначной. Уиллем Дефо создал типичный образ режиссера на грани нервного срыва. Великолепен в роли Якоба Бруно Ганц, его монологи о любви и надежде можно слушать часами, а финальное прощание напоминает одну из лучших его работ – Ангела из шедевра Вима Вендерса «Небо над Берлином». Мишель Пикколи пусть и скуп на эмоции, но ему достаточно просто молчать – его глаза красноречивее слов. И, конечно же, Элени в исполнении Ирен Жакоб – центровая фигура обеих сюжетных линий, идеал во всех смыслах и просто женщина, желавшая счастья в этом непростом мире.
Можно упрекнуть Тео Ангелопулоса в излишне просчитанной композиции, как в эпизодах с молодым Спиросом, где оператор избегал показывать лицо персонажа, дабы не прибегать к гриму Пикколи. Но особенно легко читался на несколько минут вперед зачин истории. Если в центре находятся две машины, то они обязательно разъедутся в разные стороны. Если люди куда-то идут, то конечным пунктом окажется памятник Сталину. И т.д., и т.п.
И, тем не менее, актеры и идея картины сделали свое дело – зритель перестает подмечать структуру и полностью увлекается предлагаемыми обстоятельствами. Все-таки нельзя списывать со счетов классиков мирового кино. Они обязательно выстрелят еще одним шедевром, пусть и маленьким. А мы в очередной раз согнемся в поклоне, потому как восхищению нашему нет предела…
http://kino-teatr.ru/kino/art/artkino/1760/
Комментарии
Подписаться