«Идиоты и ангелы» Билла Плимптона
Работа гениального аниматора и двукратного обладателя "Оскара" Билла Плимптона - это сатирическое высказывание - приговор всем нам и тому обществу, в котором мы существуем, но в то же время индульгенция, которая, слава Богу, уже оплачена самим автором. Главное, что подкупает - его удивительная стилистика, постоянная смена ракурса, стремление рассмотреть проблему с любой доступной точки, желание перевернуть всё с ног на голову, умение поставить самого себя в самую невыгодную ситуацию, а потом с феерической легкостью из неё выпутаться.
Подозреваю, что первые минут 15 большая часть зрителей думает что-то вроде: «Скорей бы это закончилось...» , паралелльно выстраивая планы незаметного побега из зала, но почему-то не уходят даже после того, как затихнет музыка на финальных титрах. Плипмтон умудряется заворожить буквально за какие-то полчаса так, что потом неделю недоумеваешь, как вообще раньше жил не зная о его существовании?
Как можно признавать законы мироздания за незыблемое, а любые ролевые модели за постоянное, когда каждую секунду случайно выбранная норма или даже физический закон могут ставиться под сомнение: начиная от простейшего "человек не может летать", заканчивая чуть более спорным, но не менее банальным "все люди-дрянь".
Плимптон рассказывает историю, в общем-то, обычного, немного противного человека, который каждое утро злится на будильник и на орущих за окном птиц, сходит с ума от пробок и готов убить за свободное место на парковке. Он каждый день заходит в бар, заказывает свой коктейль и закуривает сигарету. Ругается с другими посетителями и, время от времени, засматривается на жену хозяина - всё как у всех. Но одним прекрасным утром он обнаруживает у себя за спиной маленькие крылья, которые мешают ему жить. Ведь люди существа маленькие, совесть им ни к чему. Она мешает жить комфортно, на благородные поступки тянет... кому это надо? Потому-то наш герой эти самые крылья, то сбрить пытается, то бензопилой отпилить, то к тщеславному доктору наведывается. Идея воспользоваться ими для полёта приходит ему в голову последней, да и то для того, чтобы показать жопу в иллюминатор пролетающего самолёта.
Но это всё какие-то пунктирные линии, такие грубые сюжетные привязки, потому что вся картина построена на нюансах, фирменном сумасшествии и почти незаметных детальках. Тут главный, вопрос не "что?", а скорее "как?". Именно это делает мультфильм очень уязвимым и хрупким, потому что Плимптону важен не жест, а эмоция, поэтому рассказывая об удивительной коллизии "ангела поневоле", он умудряется оказаться где-то между Вендерсом, собственной сентиментальностью, мизнтропией и алкоголизмом. А там-то и находится правда.
По сравнению со своей работой двенадцатилетней давности "Я вышла замуж за странную личность" режиссёр, конечно, немного успокоился и уже не поносит "кровавые корпорации". С обывателем теперь как-то помягче обходится, и даже со своей излюбленной проблемой человеческой сексуальности возится гораздо меньше: хотя бы танки у него уже не трахаются. На месте ярости появляется мудрость, а этого, наверно, и ждешь от короткого мультика, который словно невзначай зарисован простым карандашом. И плевать, что за всю картину не произносится ни единой фразы, всё какие то щелчки всхлипы, Том Уэйтс и бесконечная музыка сфер. Как точно подмечено в описани на коробке с DVD: «...в переводе не нуждается».
http://kino-teatr.ru/kino/art/artkino/1902/
Комментарии
Подписаться