Views Comments Previous Next Search

«Орда»

20 сентября в прокат выходит фильм Андрея Прошкина «Орда». Отечественные картины подобного уровня появляются довольно редко, поэтому внимание к премьере особенное, к тому же «Орда» - не просто масштабное эпическое полотно за 12 миллионов $, это по всем показателям серьезный прорыв в российской киноиндустрии, кино, за которое не стыдно.

«Орда». Изображение № 1.

В основе сюжета – реальные исторические даты, герои и факты их биографии. Белая Орда, 1357 год, правителем становится Джанибек, с молчаливого согласия свой матери Тайдулы убивший своего старшего брата Тинибека. Внезапно Тайдула слепнет, в Орде решают, что спасти ее может только «великий колдун» митрополит московский Алексий. Гонцы отправляются за святым стариком в Московское княжество, назначая высокую плату за совершенное чудо – свободу Русской церкви от податей со стороны ордынских властей.

Однако приверженность фактам не стала главной движущей силой для создателей фильма, это главное, что необходимо отметить. Высокая степень творческой свободы авторов помогла им создать такое произведение, в котором художественный вымысел воздействует сильнее реализма.

Орда у Прошкина выглядит на удивление современной. Язык людей, их менталитет, самоидентификация, отношения друг к другу, борьба за власть и даже такие характерные черты средневековья как варварство и жестокость целиком почерпнуты из нынешнего времени и иллюстрируют прежде всего наше сознание. «Даже если мы беремся за историческую картину, она должна отвечать на вопросы сегодняшнего дня», - объясняет сценарист фильма Юрий Арабов.

Художественная условность использовалась и для создания визуальных образов, прежде всего Сарая, главного города Орды. Поскольку источники, запечатлевшие жизнь Орды, не дошли до наших дней, художник-постановщик Сергей Февралев придумал Сарай с нуля, попытавшись предельно достоверно увязать его внешний вид с драматургией фильма.

Посмотреть другие фото декораций и интерьеров можно в разделе фотографий.
На фоне богатой причудливой орды, Московское княжество выглядит бедным и убогим, в чем Прошкина уже успели упрекнуть. Врочем, он и сам признает недоработку. «..Экзотическая натура всегда кажется более выпуклой, чем то, что тебе знакомо. ..Если говорить об ошибках картины, то Русь тоже надо было делать более придуманной, зря мы этого испугались», - говорит режиссер.

Изначально продюсерами был задуман фильм с названием «Митрополит Алексий», и, согласитесь, это могла бы быть совсем другая картина - о крупном государственном деятеле, сделавшим очень много для средневековой Руси, об умном правителе, начавшим строительство московского Кремля, заложившим первый камень Чудского монастыря, сыгравшего огромную роль в победе на Куликовском поле. Но проекту повезло – за сценарий взялся Юрий Арабов, за режиссуру - Андрей Прошкин – люди, порицающие державный стиль в искусстве. И история приняла другой оборот: святитель Алексий предстает перед нами в первую очередь Человеком, совершающим мужественный поступок, гражданский подвиг. Самое же дерзкое и необычное решение Прошкина – приглашение на главную роль Максима Суханова, который, ясное дело, актер масштабный, но весьма далекий от образа святого старца. Рукоплещем прозорливости Прошкина: нерелигиозный крепкий Суханов с блеском сыграл подвижника, мученика и аскета, в одиночку противостоящего варварству и невежеству.Роль московского князя Ивана Красного сыграл Виталий Хаев, хана Тинибека – Андрей Панин, Тайдулу – Роза Хайрулина. На роли ордынцев собирали актеров со всей Азии – от Казахстана до Якутии и Бурятии. Всем артистам пришлось учить свои реплики на балкарском языке, который был выбран экранным языком орды, потому что оказался наиболее фонетически близок речи татаро-монголов. Хочется надеяться, что реальные носители языка, балкарцы, проживающие на территории Северного Кавказа, снисходительно воспримут лингвистические старания актеров и не будут смеяться над их произношением.

Музыку к фильму написал Алексей Айги, который получил как и все авторы полную творческую свободу и лишь одно наставление от режиссера. «Сделай монгольский рок-н-ролл XIV века», - попросил Прошкин. И Айги сделал – весь фильм звучит яростная и мощная музыка, как знамение страшной власти, простирающийся над большей территорией Евразии, как предвестница кровавых бед, предательств и великого поражения великой империи.

http://www.kino-teatr.ru/kino/art/pr/2586/

Екатерина Визгалова для www.kino-teatr.ru
Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются