20 сентября в прокат выходит фильм Андрея Прошкина «Орда». Отечественные картины подобного уровня появляются довольно редко, поэтому внимание к премьере особенное, к тому же «Орда» - не просто масштабное эпическое полотно за 12 миллионов $, это по всем показателям серьезный прорыв в российской киноиндустрии, кино, за которое не стыдно.
В основе сюжета – реальные исторические даты, герои и факты их биографии. Белая Орда, 1357 год, правителем становится Джанибек, с молчаливого согласия свой матери Тайдулы убивший своего старшего брата Тинибека. Внезапно Тайдула слепнет, в Орде решают, что спасти ее может только «великий колдун» митрополит московский Алексий. Гонцы отправляются за святым стариком в Московское княжество, назначая высокую плату за совершенное чудо – свободу Русской церкви от податей со стороны ордынских властей.
Однако приверженность фактам не стала главной движущей силой для создателей фильма, это главное, что необходимо отметить. Высокая степень творческой свободы авторов помогла им создать такое произведение, в котором художественный вымысел воздействует сильнее реализма.
Орда у Прошкина выглядит на удивление современной. Язык людей, их менталитет, самоидентификация, отношения друг к другу, борьба за власть и даже такие характерные черты средневековья как варварство и жестокость целиком почерпнуты из нынешнего времени и иллюстрируют прежде всего наше сознание. «Даже если мы беремся за историческую картину, она должна отвечать на вопросы сегодняшнего дня», - объясняет сценарист фильма Юрий Арабов.Художественная условность использовалась и для создания визуальных образов, прежде всего Сарая, главного города Орды. Поскольку источники, запечатлевшие жизнь Орды, не дошли до наших дней, художник-постановщик Сергей Февралев придумал Сарай с нуля, попытавшись предельно достоверно увязать его внешний вид с драматургией фильма.
Посмотреть другие фото декораций и интерьеров можно в разделе фотографий.
На фоне богатой причудливой орды, Московское княжество выглядит бедным и убогим, в чем Прошкина уже успели упрекнуть. Врочем, он и сам признает недоработку. «..Экзотическая натура всегда кажется более выпуклой, чем то, что тебе знакомо. ..Если говорить об ошибках картины, то Русь тоже надо было делать более придуманной, зря мы этого испугались», - говорит режиссер.
Музыку к фильму написал Алексей Айги, который получил как и все авторы полную творческую свободу и лишь одно наставление от режиссера. «Сделай монгольский рок-н-ролл XIV века», - попросил Прошкин. И Айги сделал – весь фильм звучит яростная и мощная музыка, как знамение страшной власти, простирающийся над большей территорией Евразии, как предвестница кровавых бед, предательств и великого поражения великой империи.
Комментарии
Подписаться