5 важных документальных скейт-фильмов
Скейтеры в Кабуле, скейтеры на Китайской стене, скейтеры на Трансибирской магистрали — количество скейтерских фильмов исчисляется не десятками, а сотнями — и это, кажется, даже без учета любительских записей, прорайдерских видео и фильмов Гаса Ван Сэнта. В этом году документальная программа Beat Film Festival на фестивале независимого кино 2morrow/Завтра закроется фильмом «Тут вам не Калифорния» (This Ain’t California) — невероятным документальным фильмом о первых героях-скейтерах на Александплатц, который по силе своего драматизма ничуть не уступает художественным. По случаю этого, Beat выбрал еще несколько скейтерских документальных фильмов, на которые стоит обратить внимание.
This Ain’t California (2012)
ГДР конца 70-х. Трое школьных друзей. Один из них везде таскает с собой редкую по тем временам камеру Super 8. Другой — при помощи изобретательных родителей с задатками нонконформистов буквально из доски выстругивает первый скейт в Восточном Берлине. Третий — спортсмен, медалист, обладатель незаурядных лидерских качеств, которого заботливые родители заставляют до посинения плавать каждый день в бассейне. Он-то и встанет в итоге на этот скейтборд, научится ездить на нём на голове, поставит на уши весь Александрплатц, всколыхнёт первую волну настоящей андеграундной культуры восточнее Берлинской стены и заставит агентов Штази бегать за едва одетыми молодыми людьми с фиолетовыми волосами и ставить подслушивающиеустройства в квартиры, где музыка грохочет так, что у соседей обои трещат по швам. «Тут вам не Калифорния» — это громогласный гимн жажде жизни, головокружительный портрет поколения, в котором нет проходных кадров, избитой и знакомой всем архивной хроники, а также унылого противопоставления всего восточного всему западному. Зато есть секс, лёгкие наркотики, немецкий панк-рок и километры безумно красивых,снятых как будто на инстаграм архивных плёнок, из которых можно было сделать десять фильмов, а сделали всего один — зато какой.
Dragonslayer (2011)
Джош «Скрич» Сандовал — двадцатитрехлетний скейтер из пригорода Фуллетртона, штат Калифорния, который профессиональным рампам предпочитает пустые бассейны возле заброшенных домов, спонсорским контрактам — растворимую лапшу и жизнь в палатке у знакомых на заднем дворе, и носит футболку с надписью Screamers — в честь калифорнийской панк-группы, которая так и не выпустила ни одного альбома. Рассказывая его историю, режиссер Тристан Паттерсон, по сути, создает жутко поэтичный портрет поколения — потерянного, непонятного, выключенного из реальности, где рушатся финансовые биржи и ходят на работу к десяти. В реальности Скрича люди просыпаются невесть где, наскребают денег на пиццу, дуют с самого утра, катаются на досках днями на пролет, бродят по лесу, влюбляются, напиваются — и так снова и снова,пока группа Dungen сменяет группу Best Coast, а камера фиксирует все происходящее столь легко и безукоризненно, что порой делает это кино неотличимым от игрового.
Tilva Roš (2010)
Сербский фильм Tilva Roš — единственное исключение из правил, поскольку он не является документальным в формальным смысле этого слова, поскольку участники местной скейтерской группировки Колос в нем играют как бы самих себя. Впрочем, исключение не столь известное, как фильмы Ларри Кларка или Гаса ван Сента, однако, заслуживающее не меньше внимания. Tilva Roš — это, по сути, классическая coming-of-age история двух друзей, переживающих и проживающих первое лето после школы в городе Бор, в прошлом самом большом руднике в Европе; они шатаются по городу, влюбляются, попадают на демонстрацию по поводу закрытия рудника, снимают идиотские видео в духе Jackass. С них-то все и началось: режиссер фильм, сам выросший в Боре, увидел их документальный фильм, сделанный из этих видео, познакомился с ними и решил написать сценарий, основываясь на этих самых видео, в которых молодые люди делают то, что у них получается лучше всего — глупости. Витоге у него получился пронзительный, нежнейший фильм, сочетающий в себе эстетику роликов, выкладываемых на YouTube с традицией уже ставших типичными подростковых независимых фильмов нулевых вроде фильма «Терри».
Dogtown and Z-Boys (2001)
Без преувеличения культовый фильм, рассказывающий историю Z-Boys — опять же, без преувеличения культовой группы серферов из Санта-Моники, которая в 70-хпереключилась на скейтборд и во многом сформировала базовые представления о нем: начиная от элементарной техники и заканчивая тем, как они выглядели. Режиссер фильма Стейси Перальта был одним из Z-Boys и впоследствии Bones Brigades (в этом году, кстати, у него вышел новый фильм, рассказывающий уже про их судьбу, премьера которого состоялась на фестивале Сандэнс) — и потому очень точно уловил и показал не только историю Догтауна, но и в принципе того, как зарождалась скейт-культура в отсутствие каких бы то ни было лейблов, соревнований и всего того, что потом превратилось в индустрию экстремального спорта. Отличительная особенность Перальта в том, он первым начал использовать для съемок скейтерских фильмов людей изГолливуда, благодаря работе которых картинка в фильме значительно отличалась от обыкновенных скейтерских видео. Закадровый голос в фильме принадлежит Шону Пенну, который согласился на участие в этом фильме, так как сам катался на серфе примерно в то же время и в том же месте.
Skaterdater (1965)
Первый фильм о скейтбординге, длящийся ровно 17 минут и вышедший в 1965 году. История вокруг этого фильма не менее захватывающая, чем сам фильм: в 1966 году он получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале как лучший короткометражный фильм и, что даже более удивительно, какой-то приз на Московском кинофестивале; о нем писал журнал Time; его прокатывали в кинотеатрах как в Америке, так и в Европе; он был номинирован на «Оскар». В фильме нет слов, зато, опять-таки, чуть ли не в первые в кино, звучит самый настоящий серф-рок. Сам же фильм— сюжетная история о том, как подростки устраивают состязание на скейтах, пытаясь привлечь внимание девушки; все «роли» в нем исполняют скейтеры из локального скейт-клуба вКалифорнии, которых режиссер фильма нашел на улице, а действия разворачиваются на Редондо-Бич — том самом, о котором пели Патти Смит и Моррисси.
—————————————————————————————————————————
Показ фильма «Тут вам не Калифорния» состоится 7-го октября в ЦДХ в рамках фестиваля 2morrow/Завтра, на котором Beat Film Festival, фестиваль новых документальных фильмов о музыке и пульсе времени, курирует документальную программу.
Комментарии
Подписаться