Режиссер Владимир Логинов: прошлое и будущее, которые меняются местами
|
|
Несколько дней назад в Москве состоялся показ документальной ленты из Эстонии «Вспоминая завтрашний день». Фильм вызвал интерес у аудитории, но, одновременно с этим, и массу вопросов. Проект «ДОКер» решил задать самые яркие из них напрямую режиссеру ленты - Владимиру Логинову. Получился разговор о трёх возрастах женщины, о прошлом и будущем, о трудностях работы над неигровым кино и о многом другом. |
- Как одна из героинь твоего фильма, самая молодая из них, абсолютно без оглядки начала переодеваться в кадре?
- Если честно, то эпизод с полуобнаженной выпускницей я не хотел вставлять в фильм. Так как вся идея была построена на попытке избежать "ярких" моментов и оставить в фильме только воздух, паузы, которыми на 99% заполнена наша жизнь, то такой эпизод, как раздевающаяся школьница, вызывал, конечно же, множество вопросов. Но, в итоге, при монтаже я понял что фильм не совсем выстраивается по модели, созданной в моей голове, и я решил оставить этот эпизод.
Как она согласилась сняться. Я не уверен в актуальности этого вопроса, если посмотреть на то, какие изображения самих себя "молодое поколение" выкладывает в ВКонтакте, например. Когда снимался этот эпизод, я находился в другой комнате. Из-за того, что квартира маленькая, а эпизод достаточно интимный, двух человек (оператора и звукооператора) было уже достаточно. Перед съемками я обговорил с ней эту ситуацию. Сказал, что переодевание - это ключевой момент. Так как школьница олицетворяет собой некую инициацию и вхождение во взрослую жизнь, то я в голове выстроил модель, схожую с подготовкой (одеванием) невесты. Я описал ей, что примерно в таком ключе и с таким подтекстом хотел бы снять. Она согласилась.
Интересно, что во время съемок ей пришлось переодеваться еще один раз, и во второй раз она уже закрыла дверь перед камерой.
- Насколько реальна старушка, голос которой мы слышим за кадром? Это чья-то документальная история или совершенно выдуманная? Когда появилась идея такой рассказчицы? Была ли она изначально и ты от неё отталкивался или она пришла на более позднем этапе как связующая линия?
- Бабушка появилась в процессе монтажа, когда я стал понимать, что у меня не "склеивается" ничего. На визуальных параллелях я не смог добиться того, чего хотел. Говорящих голов я допустить не мог. И нашел промежуточное решение - голос за кадром. Несколько раз записывали голос этой старушки. Часть текстов я взял из чужих воспоминаний (даже с сайта pomnish.ru) а другая часть - ее собственные воспоминания. С этим голосом получилась парадоксальная ситуация. У этой бабушки есть единственный внук, которого она вырастила, так как родители отказались от него. Но внук этот - глухой. Парадоксальность в том, что, голос, который от бабушки останется в художественном произведении, внук никогда не сможет услышать.
- Насколько было тяжело договориться с героиней, которая проповедует Бога? Сильно ли ей мешало (а, может быть, наоборот, помогало) присутствие камеры?
- Поиск Свидетельницы Иеговой мы начали через ее церковь. Встречались с руководством, они дали согласие на проведение съемок. И они же подобрали несколько кандидатур. На кастинге было очень важно некое визуальное сходство между героинями, и мы выбрали эту женщину. Она пришла первой, и остальных я даже не стал рассматривать. Перед камерой она держалась совершенно свободно. Такого рода церковь я тоже выбрал не случайно. Меня в принципе не интересовал вопрос сектантства или правильной или не правильной веры. Я опять-таки ориентировался по принципу "невзрачности". Православные верующие и церковь слишком яркие и довлеющие. Там сразу появляется огромный шлейф, который мог подавить всю идею фильма.
Самые сильные кадры случились как раз с этой женщиной. Но их по этическим причинам я в фильм поставить не мог. Мы снимали у неё дома, когда она пришла после хождения по квартирам. День был жаркий. Мы решили дать ей немного отдохнуть и пошли пообедать. Камеру брать с собой не стали, а оставили на столе в ее квартире. Конечно же, включенную. Конечно, при монтаже понимаешь, что только скрытая камера дает эффект настоящего документа. Реального человека. Но так как женщина ходила и отдыхала топлес, то я, естественно, не мог поставить это в фильм. Хотя, возможно, этот эпизод прекрасно бы замкнул предыдущую историю с обнаженной школьницей.
- Расскажи немного о том, как ты ставил задачи оператору?
- Так как это первый был раз, когда я работал с профессиональным оператором (до этого делал только фильмы на коленке), то, конечно, столкнулся с определенными проблемами. Изначально я хотел снимать всё со штатива и даже полностью статичного, без поворотов. Хотел избавиться от момента присутствия посторонних. Но для такого метода требовалось бы, чтобы выпускной длился неделю, а не один день. Жесткие временные рамки не позволили снимать так, как хотелось бы. Ну и второй момент - мне было очень важно не выключать камеру или, точнее, не фиксировать как бы начало и как бы конец события, эпизода. Условно говоря, мне очень нравится то, что начинает происходить после того, как, казалось бы, на 99% можно нажать на кнопку "стоп". Для этого тоже требуется очень много съемочного времени. Но кадры, которые рождаются в эти моменты, бывают просто необычайными.
- Мы углядели в кадре с окном автобуса параллель с эпизодом из фильма "Борис Рыжий", где тоже очень вдумчивая и наблюдающая за пассажирами камера почти что вводит зрителя в транс. Умышленная ли это параллель? И заодно не можем не спросить о работах, которые на тебя повлияли. Если не сложно, назови, пожалуйста, авторов или конкретные фильмы.
- Насчет "Бориса Рыжего" вы попали в точку. Это один из фильмов на который я ориентировался. Я не буду вдаваться в историю моих кинопристрастий, так как у истории этого фильма есть совершенно точные "прародители". Три года назад я посмотрел за день два фильма: "Борис Рыжий" Алены ван дер Хорст и "Северный свет" Лозницы. Редко, когда удается посмотреть на большом экране док. кино, в котором операторская работа сопоставима с режиссерской. С "Рыжим" - там все более-менее понятно. Голландская школа - на мой взгляд, самая сильная операторская школа Европы (которая мне близка так как живу в Эстонии) - наложилась на русскую трагическую тему, и это произвело очень сильное впечатление. (Можно привести в качестве аналогичного примера голландский фильм "900 дней"). А вот от фильма Лозницы я ожидал большего. После фильма испытал какое-то разочарование. Но... потом неделю о нем думал. Я даже не могу точно сформулировать, о чем думал и к чему пришел. Хотя, к чему пришел могу - решил сделать свой фильм.
- Насколько близкие у тебя были отношения с героями до съемок? Стали ли они ближе после?
- Я изначально ставил задачу создать из четырех женщин некий единый образ женщины вообще. Поэтому я пытался не уходить глубоко в характеры героинь. Понимаю, что это не совсем правильно, но таков был изначальный принцип. Я хотел найти абстрактную формулу. Чтобы получилась такая неконкретная, вневременная женщина. Конечно, сделать это невозможно и, вероятно, способ, которым я попытался это сделать, не совсем верен, но так это родилось в моей голове, и я старался этому следовать, насколько, конечно, вообще можно следовать первоначальной задумке в документальном кино.
Из всего этого - ответ на вопрос о близости героинь. Ближе они не стали. Я даже специально уходил от этого. На съемках намеренно избегал того, чтобы смотреть им в глаза, чтобы не возникало вообще никакого контакта, чтобы герой не вступал в диалог с камерой. Этого, конечно, можно достичь долгим нахождением рядом друг с другом, когда герой перестает замечать съемочную группу, но временные рамки были достаточно ограничены и мне приходилось искать иные пути решения этой проблемы. Не смотреть в глаза, не реагировать на шутки, не прикасаться и т.д. Я вообще за всё время съемок практически не говорил с героинями. Мы просто наблюдали.
- По какому принципу ты выбирал персонажей? Одна из них связана с Богом, другая - фактически с миром быта, третья - еще не определилась. Явилась ли именно их деятельность определяющей для тебя в выборе героев? Или главным были сами характеры? Или что-то еще?
- Изначально схема, если можно использовать это слово, была проста. Три женщины, три возраста, три жизненных состояния, функции. Школьница, который предстоит войти во взрослый мир, при этом, выйти из мира веселья и праздника. Среднего возраста женщина - работа и дети. И, как это часто происходит по мере приближения конца жизни, люди начинают приходить к богу - пожилая верующая. Сейчас, если описывать это словами, то немного стыдно за примитивность изначальной схемы. Но я сразу воспринимал схему как некий даже не сам шампур, а чертеж шампура, на который реальность будет нанизывать все, что она захочет. Но сложно описать то личное, которое диктовало или подталкивало к созданию этого фильма. Вопросы, кем являются наши матери, сестры и бабушки.
Видят ли их другие такими же, какими видим их мы, В чем кроются эти отличия и где находится самая реальная реальность, если так можно сказать.
Подобную модель из трех составляющих, которые сливаются в одно, можно встретить довольно часто. В отношении женщин есть известная картина Климта "Три женщины".
- Смотрели ли твои герои этот фильм?
- Если честно, я еще не показывал им. После съемок прошло достаточно много времени и сейчас, чтобы провести такой показ, мне надо будет приложить какие-то физические и душевные усилия, для которых у меня на данный момент нет сил.
- В фильме есть момент, когда старушка за кадром говорит про молодую женщину, которую она видит на остановке напротив; обе они пропускают автобусы. Но героиня смотрит на молодую женщину, а та на неё - нет. Этой фразой закачивается твоя картина. Понятно, что каждый зритель, посмотрев весь фильм, поймет эту фразу по-своему. Но интересно, насколько для тебя, как для автора, она соприкасается в целом с фильмом? То есть насколько глубокий смысл в неё внесен? Нет, не так: является ли это в какой-то мере смыслом всего фильма или так только может показаться?..
- Это выдуманный текст. Мой авторский. Это такая финальная точка. Отчасти объяснение названия фильма. Мы все проживаем моменты, которые люди уже проживали миллионы раз. И не то чтобы мы не учились на чужих ошибках, нет, я бы не стал называть что-либо ошибками вообще. В целом, мы все застряли где-то между прошлым и довольно предсказуемым будущим. И они часто меняются местами.
- Ну, и напоследок. Что бы ты сказал такому человеку, который после фильма встал бы и сказал: "Вы знаете, я ничего не понял"..?
- Я бы сказал, что я прекрасно понимаю этого человека. Мне очень сложно даже порекомендовать этот фильм к просмотру. Возможно, потому, что (я не знаю правильно это или нет) я делал его исключительно для себя. Могу разве что извиниться за то, что он потратил свое время и деньги.
Комментарии
Подписаться