27 декабря выходит новый фильм великого Вуди Аллена.
Эта картина равно привлечет и давних поклонников режиссера, и тех, кто к его обаянию равнодушен. Последние смогут насладиться стильным, скупым, психологически точным, одновременно забавным и трагичным фильмом — житейской криминальной драмой. Что же касается первых, следящих за карьерой Аллена протяженностью в сорок с лишним лет (и фильмов), то они поймут, наконец, что происходит с их любимцем в последние годы. Новый всплеск публичного интереса к тщедушному нью-йоркскому интеллектуалу последовал за мировой премьерой «Матч пойнта» в 2005-м. Поначалу успех связывали с красоткой Скарлетт Йоханссон и переездом режиссера в Лондон — однако оба этих ингредиента присутствовали и в удручающей «Сенсации», которую в Штатах и Европе ожидал заслуженный провал. «Мечты Кассандры» подтвердили, что на нынешнем этапе творчества 72-летнему режиссеру лучше удаются те картины, в которых он: 1) не пытается смешить публику и 2) не снимается сам. В последнем фильме Аллена соблюдены оба условия, как и в «Матч пойнте».
Аллен выигрывает, когда отказывается от чистой комедии — куда больший эффект производят его фильмы, снятые в дурашливой, легкомысленно-ненавязчивой манере, в которых вдруг находится место для реальных, отнюдь не пародийных и стилизованных страстей: любви, алчности, предательства, убийства. «Мечты Кассандры» — кино о двух братьях. Один был, как водится, умным (Эван Макгрегор), другой — дураком (Колин Фаррелл), но тоже парнем неплохим. Жили дружно, у каждого было по подруге, только денег не хватало. Пока не явился в один прекрасный день богатый дядюшка Ховард (Том Уилкинсон), готовый поделиться капиталом в обмен на небольшую услугу: убийство партнера по бизнесу. Прольется кровь, и смыть ее с рук героям так до конца и не удастся. Такого рода сюжет может показаться комичным, пока происходит с кем-то на экране, а не с тобой.
А хорошие актеры на то и нужны, чтобы заставить примерить ситуацию на себя. Трезвая ухмылка Макгрегора, а потом истерика Фаррелла, общепризнанного красавчика, впервые проявившего недюжинный драматический потенциал, да и джентльменские ухватки Мефистофеля-Уилкинсона переводят развлекательное зрелище в разряд притчи. Так что герои с каждым кадром все больше походят на Каина с Авелем.
Впрочем, Аллен обходится без прямой дидактики — юмор помогает: одно только превращение Колина Фаррелла в слабака-невротика а-ля Вуди тридцатилетней давности дает немалый комический эффект. Броский заголовок «Мечты Кассандры» в фильме символически не обыгран: это не более чем название лодки, которую братья покупают в складчину. Хотя ищущий скрытых смыслов да обрящет. Как троянская Кассандра предрекала гибель родной империи, Аллен предсказывает, куда приведут благие намерения двух симпатичных ребят — героев его нового фильма: в первых кадрах они с легкостью спускают свои скромные доходы на собачьих бегах, позже столь же бесшабашно поставят на кон человеческую жизнь. Банальность? Пожалуй, и не первая в творчестве Вуди. Однако он, ветхозаветный святой современного кинематографа, может себе это позволить, особенно в тех случаях, когда ему удается снять живой увлекательный фильм. Как сейчас, например.
Комментарии
Подписаться