El Orfanato, одна из самых ожидаемых премьер сезона, фильм, с нетерпением предвкушаемый всеми, подсевшими на Гильермо Дель Торо (а таких после «Хребта дьявола» и «Лабиринта Фавна» не сказать чтобы мало), на поверку оказывается ближе к «Другим» чем к фильмам самого Дель Торо.
Начать стоит с того, что «Приют» снят не самим Дель Торо, а всего лишь под его продюсерским патронажем. Режиссёром же выступил Хуан Антонио Байона, и это его первая полнометражная работа.
Действие фильма разворачивается в уединённом старом доме, бывшем сиротском приюте, куда одна из бывших воспитанниц, Лаура (Белен Руэда) возвращается с мужем и приёмным сыном семи лет, в надежде восстановить воспитавшее её заведение. Однако в старом доме живут тени детей, некогда переживших здесь трагедию, и они любят играть в свои игры – и конечно, втягивают в них малыша Симона.
Строго говоря, «Приют» далёк от канонического фильма ужасов. Это – чистокровный представитель испанского кино, где страшноватое, одержимое загробной жизнью сознание отягощено ещё и мучительными человеческими страстями. Страхи здесь нагнетаются визионерски-психологическими позициями, где источником ужаса выступают фактуры стен старинного особняка, таинственно приоткрывающиеся двери, тяжеловатые дубовые балюстрады, самопроизвольно крутящаяся карусель, уходящие в недра дома дымоходы и лестницы… Все эти признаки принадлежности к «высшей» категории хоррора, родственной кубриковскому «Сиянию», английским фильмам Поланского, и доведённой до логического завершения в шьямалановском «Таинственном лесу», настолько пронизывают фильм, что ему уже некуда деться из этого скелета. Скудное мясо, которое на этих костях нарастает, есть исключительно заслуга исполнительницы главной роли Белен Руэды, да великолепной Джеральдин Чаплин, выступающей в небольшой, но впечатляющей роли вызванного на подмогу медиума. Лица этих актрис сродни пейзажам, рождённым в пустыне отчаяния, тоски и обречённости. Вообще, фильм, по существу, рассказывает о вполне человеческом страдании, о чувстве вины матери перед детьми, о безответственности, и о праве на утешение всякого живого существа, принадлежи оно к тому или этому миру. Это не очень близко фильмам Дель Торо, зато сильно напоминает знаменитую ленту ещё одного испанца, Алехандро Аменабара – «Другие». И там и здесь в форме мистического триллера рассказывается притча о горьком прозрении. И там и здесь человеческий и загробный миры пересекаются и подменяют друг друга. Учитывая место действия (старинный особняк с соответствующими интерьерами), манеру подачи материала (медленно движущиеся перфекционистские планы с глубинными мизансценами) и гуманистическую позицию авторов – сравнения с «Другими» не избежать. Но до уровня «Других», фильма во многом совершенного, «Приют» не дотягивает. Слишком простой посыл, слишком правильный кадр. Слишком много того, что мы уже видели. Чего только стоит ребёнок в страшной маске – затаскано до икоты. И если в недавнем «Хеллоуине» Роба Зомби маска Майкла Майерса была как бы антигуманного свойства, то здесь – совершенно наоборот. Всё как по писаному. Никакой провокации. Жаль.
Комментарии
Подписаться