Views Comments Previous Next Search

Светлана Баскова невыносимая жестокость бытия

179741
НаписалМирон Никитин30 июля 2008
179741

Настолько откровенного, честного, неконъюнктурного, самобытного кино, не снимает больше никто. В наше время — время дикого капитализма — почти все идут на компромиссы: эстетические, политические, социальные. А Светлана Баскова рубит правду-матку, и потому гениальность ее фильмов сравнима только с их невыносимостью.

Все ее фильмы можно скачать в интернете:

Светлана Баскова невыносимая жестокость бытия. Изображение № 1.

Предуведомление

Многие жалуются, что фильмы смотреть невозможно — слишком много мата, насилия, крови. В этом смысле она разделяет судьбу писателя Владимира Сорокина, который — несмотря на свою гениальность — по тем же причинам остается недоступен широкой публике.

Светлана Баскова невыносимая жестокость бытия. Изображение № 2.

Личный опыт

Я посмотрел все ее фильмы, и, честно говоря, меня они восхищают. Каждый фильм — это чистое искусство, чистое художественное высказывание, лишенное эстетических шор, гламура, глянца. Оно не ориентировано на какую-либо аудиторию, т.е. не начисто лишено конъюнктуры, за него не заплатят денег – ни режиссеру, ни актерам, и причин врать у режиссера нет. Для меня Баскова — это режиссер-новатор, так же, как, например, Ларс Фон Триер с фильмом «Идиоты», и каждый ее фильм заставил меня задуматься: Зеленый слоник — о человеческой жестокости, в частности, о той жестокости, которая существует в армии и в местах не столь отдаленных; Голова — о метафизике русского бизнеса; Моцарт — об искусстве и его отношении с обывателем; ну и о многом другом.

При этом все ее фильмы, как мне кажется, наследуют традиции сюрреализма — т.е. конкретно Ходоровскому, Бунюэлю, в чем-то даже Линчу.

Светлана Баскова невыносимая жестокость бытия. Изображение № 3.

Что пишут

«Брутальность фильмов Светланы Басковой – это экспрессия актерских импровизаций и запланированных ситуаций, в которых оказываются ее герои. Ее фильмы – это трансгрессивная попытка заглянуть за изнанку общества потребления в котором за фасадом досуга и развлечений и ради поддержания этого фасада люди превращаются в груды лохмотьев.

В последних фильмах «Зеленый слоник» и «Пять бутылок водки» Баскова исследует феномены властных отношений в их предельный формах. Это чудовищные миры, в которых люди оказываются совершено раздавлены властью. Их сознания меркнут, их тела страдают, все что от них остается – это беспомощные рефлексы, усвоенные из отношений с начальством и проецируемые на подчиненных. Замкнутый круг подавления.

В фильме «Зеленый слоник» моделью таких отношений служит армия, где все, от старшего до младшего по званию находятся в тяжелом бреду, за пределами какого-либо смысла. А «Пять бутылок водки» – фильм про ночной клуб. Про, уборщика, стриптизера, бармена и хозяина. Даже хозяину клуба, находящемуся на вершине этой иерархии отведена роль самоубийцы.

Это фильмы о людях раздавленных властью, людях, чей крах подробно и беспощадно показан. И если в начале мы еще можем сохранять по отношению к героям ироническую дистанцию и смехом реагировать на жестокий абсурд их отношений, то к концу этих довольно продолжительных лент, зрелище становиться абсолютно невыносимым. В этом и заключен критический потенциал фильмов Светланы Басковой – в демонстрации невыносимости суще ствующих общественных отношений.»

Павел Микитенко,

журнал «Другое Кино» № 4

Светлана Баскова невыносимая жестокость бытия. Изображение № 4.

Светлана Баскова невыносимая жестокость бытия. Изображение № 5.

Светлана Баскова невыносимая жестокость бытия. Изображение № 6.

Личный сайт режиссера: http://baskova.com

Представленные выше кадры — из фильма «Голова»

Рассказать друзьям
17 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются