У румын существует поверье: православный, отрекшийся от своей веры (чаще
всего принявший католичество), непременно становится
вампиром, переход же в католичество Влада III, некогда
грабившего католические монастыри, безусловно, стал весьма
впечатляющим событием для его подданных-единоверцев.
Вполне вероятно, возникновение этого верования обусловлено
механизмом своеобразной «компенсации»: переходя в католичество, православный, хотя и сохранял право на причащение Телом Христовым, отказывался от причастия
Кровью, поскольку у католиков двойное причастие – привилегия
клира.
Соответственно, вероотступник должен был стремиться
компенсировать «ущерб», а коль скоро измена вере не обходится
без дьявольского вмешательства, то и способ «компенсации»
выбирается по дьявольской подсказке. Кстати, логика
«компенсации» провоцирует и ныне появление «хоррорных»
сюжетов о вегетарианцах-убийцах, палачах-активистах
«Общества защиты животных» и т.п. В XV веке тема
вероотступничества особенно актуальна: это эпоха наиболее
интенсивной католической экспансии, что уже отмечалось выше.
Именно тогда гуситы воевали со всем католическим рыцарством,
отстаивая «право Чаши» (т.е. право причащаться Кровью
Христовой, будучи католиками-мирянами), за что их и прозвали
«чашниками».
Борьбу с «чашниками» возглавил император
Сигизмунд Люксембург, и как раз тогда, когда отец Дракулы
стал «рыцарем Дракона», главным противником Ордена были не турки, а мятежники-гуситы.
Современники вполне могли видеть в Дракуле упыря, однако
следует учитывать, что их представление о вампирах существенно
отличалось от нынешнего, сложившегося благодаря литературе
«ужасов» и кинематографу и восходящего к романтичской и неоромантической литературе, а также к преданиям XVII-XVIII веков.
В XV веке упыря считали не разносчиком вампирической «эпидемии»
(который, в свою очередь, был ранее заражен другим вампиром),
но колдуном, чернокнижником, обязательно заключившим союз
с дьяволом ради благ мирских. Такому колдуну-вампиру кровь нужна
еще и для совершения магических обрядов. К примеру, современник
Дракулы знаменитый Жиль де Ре, маршал Франции, вошедший в историю изуверскими казнями и пытками, подозревался в колдовстве:
предполагалось, что он, будучи магом, использовал кровь и внутренности жертв. Не исключено, что и «кровавые гекатомбы»
Влада III воспринимались аналогично – колдуну-вероотступнику
тем более полагалось быть изощренно жестоким, сладострастно
экспериментировать с человеческим телом и кровью.
Любопытная параллель есть и в русской литературе: колдун-оборотень из повести Н.В. Гоголя «Страшная месть» – вероотступник, причем
именно перешедший в католичество, и он хранит в земле
несметные с окровища. Итак, в основе стокеровской версии
Дракулы-вампира – опора на реконструкцию мифа и реальные исторические документы. Практически каждой черте,
приписанной Дракуле, можно найти то или иное обоснование,
мотивировку.
Вот, например, называет Стокер своего героя
«берсерком», объясняя это – не вполне убедительно с исторической точки зрения – родством Дракулы со скандинавскими витязями, известными беззаветной отвагой.
Но, с другой стороны, здесь легко увидеть переосмысление
эпитета “wutrich”, ко торый в немецких источниках используется
как по отношению к Дракуле, так и для характеристики «лютой»
храбрости берсерков. Образы же Дракулы-предводителя
отряда цыган, Дракулы, ведающего тайны древних кладов,
Дракулы-упыря и чернокнижника – не просто вымысел, но результат синтеза интуиции ученого и фантазии литератора.
P.s
Лично я считаю что сняли всего 2 фильма достаточно «правдивых» о Графе Дракуле, это:
“Nosferatu” 1922 года и “BRAM STOKER’S DRACULA” 1992 года.
Комментарии
Подписаться