Я должен верить в тот мир, который создает мой разум. Я должен верить, что мои действия имеют смысл. Я должен верить, что когда я закрываю глаза – мир не исчезает…
Нам всем нужны воспоминания, чтобы знать, кто мы такие.
Каждый образованный человек знает, что человеческая память состоит из двух «отсеков». События, которые произошли с нами только что или в течение дня – оставляют впечатления в так называемой краткосрочной памяти. Далее, чаще всего в процессе сна, пережитые впечатления трансформируются и переходят в долгосрочную память. Потеря долгосрочной памяти называется амнезией. Она бывает полной или частичной (выборочной). Человек, страдающий амнезией может не помнить своего имени, своего происхождения, может не узнавать своих родных и близких. У бывшего следователя страховой компании Леонарда Шелби дела обстояли еще хуже…
Главный герой фильма “Memento” (Гай Пирс) страдает очень редкой формой потери памяти – ретроградной амнезией. Свое имя, происхождение, родной город, работа в страховой компании – он помнит все, что было с ним до момента, когда спасая свою жену от бандитов он получил роковую травму.
Гибель любимой жены переполняет Леонарда горем и еще одним сильным чувством – желанием отомстить. Главный герой силен, дисциплинирован и непреклонен в своем стремлении найти убийцу. Есть только одна проблема – он не может удержать в памяти ничего дольше 10 минут. Вся информация и все впечатления ускользают от запоминания. Чтобы достичь поставленной цели, Леонард разработал целую систему напоминаний. С помощью своего Polaroid'a он снимает все, что является важным в расследовании: дома, в которых он бывал, людей, с которыми общался. А с помощью подписей к фотографиям он снова и снова узнает – для чего он делал эти фото, кто все эти люди и зачем он посещал заведения. Для того, чтобы вспомнить как пользоваться этими памятками тоже нужна памятка. Самые важные факты своего расследования Леонард наносит ввиде татуировок на тело: имя убийцы, номер его автомобиля и так далее. Даже сам факт того, что он ведет расследование и его цель – отомстить за смерть жены – тоже требует тщательного нанесения на тело.
Для Леонарда нет ничего надёжного. Память постоянно ускользает, люди могут его обмануть или воспользоваться его забывчивостью. Доверять остается только инстинктам и своему почерку. Только собственные записки могут ему поведать правду о происходящем.
Керри-Энн Мосс («Матрица») сыграла в фильме случайную помощницу и – по совместительству роковую женщину в судьбе Леонарда.
Фильм Кристофера Нолана снят в режиме инверсии: сюжет разбит на пятиминутные отрезки – вспышки воспоминаний в уме Леонарда – которые следуют один за другим в обратном порядке. Каждый следующий сегмент показывает, чем обусловлены события предыдущего. Зритель вслед за главным героем как бы пытается припомнить, что послужило причиной всего произошедшего.
В самом начале фильма главный герой фотографирует на Polaroid тело убитого им преступника. Цель достигнута, месть за смерть жены увенчалась успехом. Но – это только то, что видим мы и то, во что очень хочет верить Леонард. Только «отмотав» события назад и увидев всю цепочку событий зритель сможет разглядеть истинный смысл произошедшего. И предугадать этот смысл невозможно до самой последней сцены фильма.
Кинематографический шедевр Кристофера Нолана вышел на экраны весной 2001 года. Картина удостоена премии Эдгара Алана По и неизменно входит в тридцатку лучших фильмов по версии Internet Movie Database.
Примечательно, что формально фильм является экранизацией рассказа «Memento Mori», который написал брат режиссера, Джонатан Нолан. Но при этом картина считается оригинальной постановкой, поскольку рассказ был опубликован уже после релиза фильма.
Комментарии
Подписаться