Выходящий на экраны фильм «Макс Пейн» затрагивает проблематику мазохизма, как национальной особенности американцев.
Создатели фильма «Макс Пейн» явно позаимствовали идею сюжета из мультфильма про кота Леопольда. В первой части фильма главный герой терпеливо сносит всяческие унижения, а во второй, приняв специальный препарат «Озверин», вызывающий приступ гиперагрессивности, гуманно наказывает своих обидчиков. Только фразы «Ребята, давайте жить дружно!» не хватает.
Как известно, советские мультипликаторы назвали кота-мазохиста Леопольдом не просто так. Его имя отсылает нас к творчеству австрийского писателя Леопольда фон Захера-Мазоха, воспевшему унижения и боль как источник сексуальных удовольствий. И этот факт переносит нас на новый уровень понимания фильма «Макс Пейн».
Фамилия главного героя переводится как «боль». Но с ним и так все понятно. Обратим внимание на других персонажей, которые на протяжении всего фильма ходят раздетыми под снегом, мокнут под проливным дождем, унижаются перед начальством, кромсают себя холодным оружием, прыгают из окон и на рельсы, гуляют по темным закоулкам в вызывающей одежде – в общем, всеми возможными способами причиняют себе телесные и нравственные страдания.
Наблюдения показывают, что американцы и англичане действительно имеют обыкновение гулять под дождем без зонтов и в легкой одежде при минусовой температуре. Социологи объясняют это подсознательным стремлением причинить себе страдание, которое проявляется на национальном уровне. Согласно теории психоанализа, человек, доминирующий в реальной жизни, в фантазиях видит себя униженным рабом – и наоборот, слабый и притесняемый человек реализацию своих фантазий видит в сексуальном доминировании. Тот же тезис действует на уровне наций. Немцы, проигравшие Первую Мировую, фантазируют о великой арийской расе, которая подчинит себе мир. А американцы, выходившие из всех войн победителями и пресыщенные экономическим благополучием, смакуют сообщения о катастрофах, стихийных бедствиях, террористах и серийных убийцах, параллельно снимая фильмы о том, как Нью-Йорк разрушается астероидами, наводнениями, гигантскими динозаврами, инопланетянами или вымирает из-за неизвестного вируса.
«Макс Пейн» – первый фильм, который не просто потакает скрытым фантазиям американцев, а пытается поднять проблематику национального американского мазохизма. «Макс Пейн» – это фильм-пробуждение, фильм-рефлексия. «Макс Пейн» – это хмурые мысли, которые приходят в голову похмельным утром после бурного секса. Сладкая дрожь оргазма, вызванная терактом 11 сентября, приутихла. Впереди – серые будни экономической депрессии.
PS. Что касается художественных качеств фильма, то «Макс Пейн» в очередной раз подтвердил тот факт, что атмосферу видеоигры невозможно передать кинематографическими средствами (как, впрочем, и наоборот), зато пополнил список актеров, которые мне кажутся абсолютно одинаковыми с лица.
Комментарии
Подписаться