Ему больше не нужны зажигалки и сигареты с «сюрпризами», пульты управления ко всему-что-движется, ему даже не нужны супер пушки, танки, гранаты, минометы и пистолеты, потому что теперь он убивает взглядом. И если вам так нужна была его коронная фраза, я произнесу ее за него: «Его зовут Бонд. Джеймс Бонд.» (Предупреждение: в тексте есть спойлеры!)
Что остановит мужскую злость? Женщина? А что, если его женщины больше нет? Сложно представить, правда? А теперь еще круче: а что если этот мужчина – Бонд? Если задать себе эти вопросы, то становится понятно, почему новый фильм стал таким, а мнения критиков и, главное, зрителей, на этот раз настолько бескомпромиссны. Одни не способны признать, что Бонд – тоже человек, предпочитая видеть в нем Супермена, только не в голубых лосинах, а в первоклассном костюме; другие до сих пор любят смотреть только на волшебные игрушки секретного агента и захватывающие гонки, остальные вообще смотрят только те моменты, когда он соблазняет красивых девушек, хитро подняв уголок рта.
Читая бесчисленное количество отзывов, оставленных на известном кино сайте, хочется ответить всем сразу: и коллегам-журналистам, и зрителям, и критикам. И всех их можно убить одним-единственным аргументом, про который многие из них забывают: действие нового фильма начинается сразу же после событий, показанных в «Казино Рояль». Временного промежутка нет, проходит не год, не месяц, проходит час. Чувствуете разницу? А теперь вспомните, на чем закончился последний фильм. Тут особо придирчивые воскликнут: «И вспоминать ничего не буду! Нечего было начинать фильм с событий прошлой серии!» Что ж, весьма уместное замечание. Только вот почему-то в прошлом году все хором жаловались на «скомканный конец», все хотели продолжения: «Не может же он так все оставить! Он суперагент или кто??» – восклицали критично настроенные и немного разочарованные, но жаждущие возмездия, так же, как и Бонд. Так что перед названием этой серии – «Квант Милосердия» вполне можно было дописать “PS:".
Мы вспоминаем Бонда времен Шона Коннери и Пирса Броснана и тут же с уверенностью заявляем, что «ну, это уже не Бонд!» А то, что Бонд несколько минут назад потерял единственного человека, которого по-настоящему любил, это нас, конечно, не волнует. Нам подавай гонок, море мартини и джакузи, как минимум, с тремя страстными с красотками. Во-первых, Бонда в исполнении Дэниэла Крэйга критиковать уже бессмысленно, во-вторых, серию «Кванта Милосердия» сравнивать с другими, по меньшей мере, странно, по большей – просто глупо. Так, как Крэйг играет Бонда – не играл никто. И, как человек, который тоже был в рядах противника Бонда-блондина, могу сказать, что я уже давно раскаялась и признала свою страшную ошибку. Дэниэл Крэйг не только оправдал мои самые лучшие надежды. Он сыграл так, что я, простите, потеряла свой профессиональный навык – дар речи. И кто бы что ни говорил, даже после всех горячих споров, он претендует на то, чтобы стать фирменным знаком Бонда, символом бренда с четырьмя буквами, а это, не много ни мало, означает подвинуть признанного Шона Коннери.
Дэниэл Крэйг впервые добавил в образ Бонда глубину, пытаясь докопаться до его сущности. Он – другой Бонд. И плюс в том, что он не придумал его, а развил. У Бонда в исполнении Крейга есть эмоции, есть чувства, в конце концов, есть сердце, хоть и прикрытое белоснежной рубашкой и костюмом за несколько тысяч долларов. И проблемы у него, как и у любого неопытного суперагента, возникают тогда, когда он не может их выразить. Вот тут и начинается «мясо». Тут уж, будьте готовы, полетят вертолеты, самолеты, катера, стекла, гранаты, Астон Мартины, Дефендеры и даже маленьким добрым Фиестам не поздоровится.
В «Кванте Милосердия» вопреки названию Бонд жесток и бескомпромиссен. Он больше не действует по приказам. И хотя в начале фильма обещает не мстить, все последующее время мы наблюдаем за тем, что он имел ввиду, произнося эти слова. Месть оказывается не такой сладкой, как ее привыкли называть. И глаза суперагента не горят, в них не видно злости и жажды расправы, они холодны как никогда. Холодная расчетливость и ледяное сердце – вот что заставит его вставать снова и снова, сжимая в руке единственного надежного и верного друга – пистолет. Все близкие остались в прошлом. Он больше не будет их терять, потому что терять будет некого.
Излишнюю эмоциональность, пусть даже проявляемую лишь в незапланированных убийствах, прощаешь ему, когда понимаешь, что это только начало его пути. «Казино Рояль» – была первой книгой о Бонде, «Квант Милосердия» сделали продолжением, так что прошло еще слишком мало времени после того, как ему присвоили статус «два нуля». Он еще многого не знает и порой борется с собственными эмоции, с обычным человеком, который живет внутри каждого секретного агента. Мы привыкли видеть решительного Бонда, взрослого, обаятельного, в окружении красивых девушек и роскоши, мы привыкли видеть его никогда не ошибающимся, исключительно положительным, исключительно идеальным мужчиной. Бонд Дэниэла Крэйга – другой. В «Кванте милосердия» он разбит, разочарован и опустошен. Он страдает бессонницей, пьет сам-не-знает-что и спрашивает, что в его бокале у бармена, хотя кажется, ему абсолютно все равно, пусть даже там будет дешевый портвейн «Три семерки»… Он носит фотографию любимой женщины у себя во внутреннем кармане пиджака, больше не поправляет галстук после падения с двадцати метровой высоты и вообще не любит острить. Что касается речи, то это отдельная тема. Пожалуй, последняя серия бондианы может считаться одной из самых молчаливых. Бонд замкнут и неразговорчив и даже когда решает отвлечься и соблазнить девушку, то не придумывает ничего лучше, чем совместный поиск вешалки. Впрочем, кажется, что сами девушки его уже почти не интересуют. Долгожданная постельная сцена с моделью Ольгой Куриленко, героиней Камиллы, так и не была снята. Пожалуй, эту серию вполне можно назвать пуританской, потому что Ольга не показала ничего расстроенным мужчинам, кроме отличной актерской игры и собственного голоса с довольно приятным акцентом, который мы могли слышать после озвучки. Героиня Ольги Куриленко – единственная девушка Бонда, которой каким-то удивительным способом удалось НЕ переспать с ним. Это однозначно Оскар.
Камилла и Бонд были настолько увлечены жаждой мести, что даже не успели поближе познакомиться. И их единственный прощальный поцелуй в конце фильма был скорее дружеским. Да и странно было бы, если Бонд (ведь он настоящий мужчина!), спустя несколько дней после потери любимой, тут же начал бы спать со всеми красотками, которых рядом с ним всегда хватало. Так поступают только слабые мужчины. Сильные садятся в Астон Мартин и справедливо наказывают всех, кто этого заслужил. Впрочем, риск попасть ему под руку все же остается достаточно большим…
Бонд только в начале пути и он все делает впервые. Впервые влюбляется, впервые теряет близкого человека, впервые не подчиняется приказам, впервые ошибается. И когда на тебе стоит клеймо с тремя цифрами цена каждой ошибки – это жизнь человека. В середине фильма создается такое впечатление, что Бонда хотели добить: мало того, что он потерял Веспер, так он тут же теряет еще одного своего друга и невинную девушку, которую убили из-за него. Он виноват в их смерти, но счет уже не идет на жизни. Месть – величина неисчислимая.
То, что жизнь Бонда уже давно не игра доказывает и совершенно новый тип злодея, которого на этот раз весьма неплохо сыграл Матье Амальрик. И «злодеем» то его назвать трудно. Раньше весь антураж противников Бонда заключался в яркой внешности, обязательно с каким-либо ярко выраженным недостатком, ранением, шрамом и наполеоновскими планами по завоеванию всей планеты. Новый злодей и драться то нормально не умеет, и вообще никто без людей, работающих на него. Но Бонд больше не живет в придуманном и наигранном черно белом мире. Сейчас у зла много сторон, много проявлений, много оттенков. И понять, кто именно злодей порой бывает трудно. Зло сейчас более умное и более скрытное. И запросы у него более умеренные, зато стопроцентно выгодные и успешные. Вот и новый противник Бонда не покушается ни на страну, ни на президента, ни на золото, даже нефть ему не нужна! Ему нужна «всего лишь» вода, каждая капля которой, правда, исчисляется на вес золота в пустыне.
Бонд порой кажется таким отстраненным и таким далеким… Ты смотришь на то, как он убивает, по большому счету, не таких уж сильно провинившихся людей, ты смотришь на то, как хладнокровно он расправляется с очередным мнимым врагом и ждет, пока тот перестанет дышать, а сам в это время смотрит на пейзаж… Он отпускает тонкие фразы, а ты не знаешь, смеяться или нет… Но еще ты знаешь, что когда пристально смотришь ему в глаза, то понимаешь, что и Джеймсу Бонду бывает чертовски плохо…
Настроение фильма под стать отличному музыкальному сопровождению Дэвида Арнольда: тревожному, настороженному, грустному. Саундтрек к фильму, который на пару исполнили Джэк Уайт и Алисия Кейс – продолжил рок-тенденцию, заявленную Крисом Корнеллом в «Казино Рояль». Вызывающая, местами жесткая, местами надрывная песня “Another Way To Die” исполнена с чувством и полностью отражает настроение главного героя.
Отсутствие метких фраз, которыми обычно изобилует Бонд, некоторые тоже сочли за плохой тон. Уважаемые, вы не запомнили их не потому, что их там нет, а потому, что вы их даже не услышали. Вот вам парочка, которые врезались мне в память: «Человека судят по величию его врагов» и «Сожаление не для профессионалов». Вторую фразу, на мой взгляд, можно сделать даже жизненном девизом.
И можно еще долго спорить насчет отсутствия всяких технологических прибамбасов, которыми обычно славится Бонд. Можно долго сравнивать его с другими похожими фильмами про супергероев (все, кому не лень тут обязательно вспомнят про Борна), но вряд ли стоит говорить, что Бонд – один, и все остальные секретные агенты вместе взятые не годятся ему даже в напарники. А почему? Вы никогда не задавали себе вопрос, почему Джеймс Бонд – самый лучший среди всех, чем он отличается на фоне остальных? Марк Форстер впервые попытался дать ответ. И ради того, чтобы дать вам его, он очень сильно рискнул. Он отбросил почти все, что обычно рисует Бонда в нашем воображении, стоит лишь упомянуть «взболтать, но не смешивать», «меня зовут Бонд. Джеймс Бонд». Это создает образ, но никак не характеризует его. А что стоит ЗА этим образом? Какой он – Бонд настоящий? Что он чувствует, даруя жизнь тому, из-за кого умерла женщина, которую он любил? Он – 007 – ему можно все. Он садится в Астон Мартин и думает только об очередном задании, а в перерывах любит самых красивых женщин. Неужели это все? Марк Форстер отвечает, точнее кричит вам с экранов, надрывая голос «НЕТ!!» И не стоит бояться следующих серий бондианы. После такого самокопания от Бонда стоит ждать лишь перерождения: новых эмоций, новых злодеев (в том числе, внутри себя), а все окружение, включая дорогие машины и дорогие отели – никто у него отнимать не собирается.
«Квант Милосердия» – первый фильм о Бонде, который оставляет вас в недоумении. Оставляет в раздумьях, как после просмотра какой-нибудь жизненной драмы. Когда фильм закончился, зажегся свет и все встали со своих мест, я вдруг поняла, что зрители не улыбаются, они не начинают шумно (как это бывает обычно после Бонда) делиться впечатлениями, они не смеются, они вообще молчат. Фильм заставил их задуматься, и какой фильм! Джеймс Бонд!! Боевик, который заставил задуматься – такого я еще не встречала. Это фильм, который не оставит равнодушным никого. Дэниэла Крэйга будут ругать, будут критиковать, все правильно. Так и должно быть. И я скажу больше: если его критикуют, значит он сыграл превосходно, потому что он сыграл не героя, он сыграл человека. А на это способен далеко не каждый. Да, есть у фильма недостатки. Они касаются и операторской работы, и работы сценаристов и, конечно, работы режиссера, но новому Бонду я готова простить все.
В конце хочется сказать вот что – новый Бонд не для развлечения, а значит и не для детей-подростков, героем которых он часто являлся. Новый Бонд – для тех, кто ценит актерскую игру высшего класса и кино высшего пилотажа. Для тех, для кого синонимом кино является не куча веселых друзей с ведерком попкорна и сладкой газировки, а сильные эмоции и настоящие чувства.
Ну а для тех, кто все еще сомневается в Дэниэле Крэйге и его «пригодности» на роль Бонда, я дам один совет: посмотрите на Дэниэла, когда он дает интервью. И вы все сразу поймете. Он изменяется до неузнаваемости. В жизни он улыбчивый, приветливый парень, его даже можно назвать милым, но вот крутым секретным агентом, и уж тем более Джеймсом Бондом – нет! А теперь посмотрите на него на экране кинотеатра. Ну и? Разницу видите? Так вот величина этой разницы и есть талант актера высшего класса.
Комментарии
Подписаться