Views Comments Previous Next Search

Носферату, симфония ужаса

104083
НаписалПавел Ермаков17 ноября 2008
104083

Этот фильм является пиратской обработкой романа Брэма Стокера немецкой кинокомпанией «Прана-Филмз», основанной в 1921 году. «Носферату» был единственным законченным продуктом этой компании. Один из директоров компнии, Албин Грау, высоко ценил «Дракулу», и видел прекрасную возможность представления книги в форме грандиозной картины.


Мурнау и Галин сделали очень вольную обработку «Дракулы». Название было изменено на «Носферату» (этот термин произошел от старославянского слова «носуфур-ату», в свою очередь заимствованного от греческого и связанного с понятием распространения чумы). Место действия последней части фильма было перенесено в Бремен, в 1838 год – тот самый, когда в этом городе действительно разразилась эпидемия чумы. Внешность персонажа Дракулы была изменена – он напоминал грызуна, а в фигуре было что-то крысоподобное. (Показательно, что в момент его приезда в Бремен, крысы собрались в великом множестве, а потом, им управляемые, стали разносчиками болезни в городе.)

Носферату, симфония ужаса. Изображение № 1.

В киносценарии Мурнау сделал много дополнительных изменений, включая переделку имен всех ведущих персонажей. Дракула превратился в графа Орлока, Харкер – в Хаттера, Мина Мюррей – в Эллен, Ренфильд – в Кнока, а Ван Хелсинг – в Булвара. Орлок был чудовищной фигурой с гротескными чертами – лысой головой, ногтями, подобными когтям. Пара вампирических клыков были не продолговатыми, а выступали прямо изо рта, наподобие крысиных зубов. Он был ближе к вампиру из фольклора Восточной Европы, чем к Дракуле Стокера, и его вполне определенная внешность подразумевала, что он не в состоянии нормально жить среди людей, как это делал Дракула.

Носферату, симфония ужаса. Изображение № 2.

Фильм удался. По сравнению с фильмами современников это был настоящий эстетический шок. Морские пейзажи Мурнау – отдельные, самостоятельные произведения искусства! И здесь уже можно усмотреть зародыш документального, научно-популярного кино. Режиссер снимает фильм ужасов, но в нем находится место – вновь как художественным деталям – весьма подробно и точно заснятым сценам поглощения насекомого странным растением росянка, опутывание пауком паникующей жертвы… Неважно где это происходит – в научной лаборатории или замшелом углу психушки. Автор считает необходимым ввести подобные кадры. Практически все «натурные» сцены снимались действительно на природе, а не имитировались в павильоне: горы, море, лес и т.д.


Несмотря на очень ограниченные возможности немого черно-белого кинематографа, Мурнау удалось создать настоящий шедевр, фильм завоевывает ранг классики мирового кино, и даже сейчас, спустя столько десятилетий, продолжает завораживать зрителей своей атмосферой.

Носферату, симфония ужаса. Изображение № 3.

Носферату, симфония ужаса. Изображение № 4.

Премьера «Носферату» состоялась в Берлине в марте 1922 года. Фильм получил хорошие отзывы, но положение компании оставалось плачевным, давали знать о себе кредиторы. А спустя несколько недель, Флоранс Стокер (вдова Брэма Стокера) обращается в суд, по поводу нарушения авторских прав: «Прана-Филмз» не получила разрешения на использование последней книги ее мужа. К июню компания оказывается в положении банкрота, и становится ясно, что никаких денег вдове получить не удастся. Дело с незаконными прокатчиками фильма тянулось несколько лет. Флоранс потребовала уничтожения всех копий фильма. Наконец, в июле 1925 года, дело было улажено, копии, принадлежащие немецким распространителям, были уничтожены. Однаков октябре того же года к Стокер обратилась новая английская организация. «Кинообщество» ходатайствовало о ее поддержке своей частной коллекции «классических» фильмов. Первым в списке стоял «Носферату» Мурнау. И все началось по новой. Ее требования прекратить показ фильма и сказать, откуда они раздобыли копию, получали отказ.

Носферату, симфония ужаса. Изображение № 5.

В конце концов в 1928 году права на экранизацию «Дракулы» покупает компания “Universal Pictures”. И в качестве собственника постановочных прав, они предоставили «Кинообществу» привилегию показа «Носферату». Но Стокер продолжала протестовать, и в 1929 году «Кинообщество» отдает ей свою копию для уничтожения. Позже, в том же году копии фильма появились в США, Нью-Йорке и Детройте под названием «Носферату – вампир». Но опять-таки были переданы компании “Universal” для уничтожения.

Носферату, симфония ужаса. Изображение № 6.

Несмотря на столь драконовские методы, несколько копий фильма были сохранены, и восстановленная версия картины, наконец-то, была показана в 1984 году на Берлинском кинофестивале, став с тех пор общедоступной.

Информация взята с сайта: www.nosferatu.ru

Рассказать друзьям
10 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются