Дорога перемен/ Revolutionary road
реж. Сэм Мендес.
в ролях - Леонардо Ди Каприо, Кейт Уинслет
2008
премьера РФ 29.01.2009
"Дорога перемен" в обычном понимании - это "Road of Changes", в России прокатчики постеснялись оригинального названия, тем более что улица Революции есть в каждом втором городе бывшего Союза - то ли звучит слишком многообещающе громко для камерной драмы, то ли не было желания вызвать упомянутую щекотливую ассоциацию. У режиссера Сэма Мендеса такой проблемы, очевидно, не возникло.
Самый известный фильм Мендеса неспроста начинается фразой "Это первый день конца моей жизни". "Красота по-американски" с самого начала раскрывает все карты - да, этот унылый онанист в душевой с опухшей физиономией Кевина Спейси доживет только до титров. Ну так на обложке ж написано "драма" - значит, все кончится плохо, если драма хорошая - значит, кто-нибудь умрет, а уж если номинирована на "Оскар" - значит, главный герой - так чего тянуть с очевидной развязкой? Была б комедия - был бы хеппи-энд. Это только детективы смотрят ради концовки - скольких убили и кто это сделал. Комедии смотрят для смеха. Боевики - ради взрыва. Ужасы - ради испуга. А драмы - все-таки чтобы думать.
На фильмы Мендеса накладывают строгий международный возрастной рейтинг –R (“сексуальные сцены, эпизоды с употреблением наркотиков, нецензурную брань, фрагменты с насилием и т.д.”),титул, которым обычно кичатся европейские режиссеры-реалисты - так, дескать, реально, что аж дети заикаться будут. При том факте, что "Красота по-американски" или "Дорога перемен" (даже суровые “Морпехи” и брутальный “Проклятый путь”) не вызывают приступов тошноты, рейтинг ставят за дело - жестокость Мендеса выражается не в изощренном изнасиловании героини со всех ракурсов - это конечно, мило и интересно, но зачастую бессмысленно. Мендес зарабатывает свои штрафные очки потрясающим режиссерским методом - каждый фильм легко поймет посмотревший его ребенок. Просто есть фильмы, которые детям смотреть нельзя, потому что они не поймут. А есть фильмы, которые смотреть нельзя, потому что поймут слишком много.
Ведь Мендес снимает фильмы даже не о том, как начать жить заново, а просто о том, как начать жить и что за это будет. Ничего хорошего не будет и это слишком очевидно, детям нет нужды объяснять заранее, что их будущее - мыльный пузырь прав и обязанностей, который не должен лопнуть, потому что выпадешь и стукнешься - может больно, а может насмерть.
Вообще, "Дорога перемен" иногда напоминает историю героини Джуллианы Мур из "Часов" - тот же антураж, похожие планы, даже Ди Каприо и Уинслет в моменты наигранного семейного благополучия похожи на Мур и О’Райли. Примерная домохозяйка и ответственный работник, тот самый образ, венчающий счастливые голливудские истории начала прошлого века, агитка, пропаганда - а внутри Мендес и Долдри увидели драму, боль, которую не притупить, если еще осталось что-то живое.
И пусть его отец был португальцем, мать - еврейкой, дело происходило в Англии и кончилось банальным разводом, когда сыну было пять лет – родители Мендеса явно попали под обаяние своей улицы Революции, которые в каждом втором городе, а стены в их доме, очевидно, были тоньше необходимого. Может, поэтому он и смотрит на историю так страшно просто - как ребенок, который просто любит маму, пока та читает книги, написанные сумасшедшей англичанкой с длинным искусственным носом, получившим "Оскара" за лучшую женскую роль через пару лет после публикации книги больного СПИДом самоубийцы про женщину, которую любил, но не получилось и все это в темном чулане хранится, в доме на улице Революции. Или дороге перемен. Хотя и то, и то – только горькая усмешка.
Комментарии
Подписаться