«Загадочная история Бенджамина Баттона» — фильм многих определений, но одного архиважного факта. Это рассказ о человеке, родившемся в конце Первой мировой войны сморщенным стариком с ногами-спичками. Весь же XX век он прожил, лишь молодея и хорошея. Это, без малого, трехчасовая экранизация рассказа американца Френсиса Скотта Фитцджеральда, написанного в далеком 1921 году; это третий совместный фильм режиссера Дэвида Финчера и актера Брэда Питта после давно ставших культовыми «Семь» и «Бойцовский клуб»; это фильм с бюджетом в невероятную сумму — $150 млн, где, за вычетом лишь одного-единственного эпизода с размашистыми спецэффектами (боя на море), все деньги былипотрачены на грим, компьютерную обработку лиц главных героев (в т. ч. и новейшей технологией Contour, позволяющей сделать высочайшую детализацию при любой степени изменения исходного изображения) и декорации.
Результат всего вышеперечисленного — 13 номинаций на премию «Оскар». Это больше, чем у любого другого фильма в 2009 году, и столько же, сколько некогда выпало на участь «Унесенных ветром», «Форреста Гампа» и «Чикаго».
«Загадочная история Бенджамина Баттона» не просто предлагает зрителю концепт жизни наоборот — от дряхлой старости к младенчеству. Этот фильм более амбициозен, нежели предполагает его ключевой зачин, на который, судя по всему, будет в первую очередь покупаться среднестатистический зритель. Здесь также фигурирует и мастерски проработанная история любви всей жизни (от робких первыхшагов до воссоединения после многочисленных расставаний), и история Америки и американского общества прошлого века — от войн до урагана Катрина через припортовые бордели и благотворительные приюты. Сценарист Эрик Рот, написавший вышеупомянутого «Форреста Гампа» (про ту же Америку в разрезе,более-менее), здесь явно в своей тарелке. Стиль безупречен, размах колоссален, темп размеренный и обстоятельный, но не нагоняет скуку.
Перед нами не просто заявление Дэвида Финчера о себе, как об одном из важнейших режиссеров современности. «Загадочная история Бенджамина Баттона» прицельно метит во вневременную классику кинематографа, поскольку говорит о самых важных, в общемто, вещах: любви, жизни и смерти — находчиво, увлекательно, оригинально, понятно и универсально. Это фильм, совокупность посылов которого идет к зрителю по самому короткому пути, только и всего. Что, если бы мы жили наоборот? Что, если бы мы видели, как умирают наши близкие чаще, чем другие? Что, если бы мы любили одну и ту же женщину с самого детства? Что, если бы мы, наконец, отчетливее других представляли, когда умрем?
Картина, однако, несовершенна. Здесь нет очевидной демонстрации того, что из неимоверной последовательности событий Бенджамин Баттон выносит какие-либо уроки жизни — кажется, он лишь плывет по течению, куда бы его не несло. Здесь нет ощутимо мастерской актерской игры, хотя Брэд Питт и Тараджи П. Хенсон в роли приемной матери-афроамериканки главного героя и номинированы на награды Американской Киноакадемии, а Кейт Бланшетт и Тильда Суинтон (играющие возлюбленную и кратковременную даму сердца соответственно) в прошлом — лауреатки «Оскара». Здесь есть и логические несоответствия — действительно ли в Мурманске, куда заносит Бенджамина Баттона, были такие фешенебельные отели? Также присутствуют и выпадающие из общего
постановочного ряда фрагменты: например, попадание под такси героини Кейт Бланшетт в Париже, рассказанное Финчером едва ли не в духе «Амели». Наконец, здесь решительно негде во весь голос разрыдаться — это драма, которая, увы, не дает зрителю под дых со всей решительностью и силой.
И тем не менее, это — большое кино, которое смотреть стоит хотя бы ради того, чтобы иметь собственное мнение на его счет. Состоится ли триумф «Загадочной истории Бенджамина Баттона» на «Оскарах» или он проиграет более легкому и динамичному «Миллионеру из трущоб» англичанина Дэнни Бойла — предположить трудно. Другое дело, когда у нас в кинотеатрах будет показан либо этот же «Миллионер из трущоб», либо «Фрост против Никсона», либо «Милк», либо «Чтец», либо любой другой фильм из числа прочих, менее результативных по числу номинаций фаворитов «Оскара-2009» — неизвестно. Разве что вот «Темного рыцаря» вновь выпустят в прокат, но кто ж его еще не посмотрел? Так что, бегом в кинотеатр, быть в курсе пристрастий американских киноакадемиков — хотя бы настолько, насколько позволяет щедрость отечественных кинопрокатчиков.
Источник: журнал "ТОП 10", Киев, Украина
Комментарии
Подписаться