В мелодичном ритме, сквозь краткие диалоги и борьбу за юношеские идеалы, стремительно зарождается сильное и глубокое чувство. Сюжет фильма «Постоянные любовники» (Les Amants reguliers) Филиппа Гарреля, снятого в 2005 году, развивается плавно и неторопливо, иногда даже кажется, что ничего не происходит. Однако это не так.Замороженная прелесть кадров – заслуга Вильяма Любчанского, признанного гения операторского искусства. Я считаю, что неторопливые и как будто вязко-тягучие моменты придают картине уникальный шарм и своеобразную индивидуальность.
Париж, май 1968 года. Парижская молодежь, оказывается вовлеченной в майские события, когда студенты и рабочие чуть не свергли правительство.
Постоянные любовники – это как бы ответ на «Мечтателей» Бернардо Бертолуччи, который также осветил эпоху молодежного бунта. Полемика картин очевидна.
«Мечтатели» в основном занимаются сексом и психологическими экспериментами, лишь под конец картины принимая участие в революционных событиях. В то время как «Постоянные любовники» отражают стычки с полицией и роковые чувства, юношеский надлом и игры со смертью. Картина Гарреля отличается невинностью самых обычных двадцатилетних, здесь не встретишь шикарного разврата, освещаемого Бертолуччи.
Филипп Гаррель остался разочарован «Мечтателями» и на венецианской премьере он публично обвинил Бертолуччи в ревизионизме, то есть пересмотре исторической концепции. Очевидно от более резкой критики Филиппа Гарреля воздержала благодарность за звездную карьеру сына. Бертолуччи сделал из Луи Гарреля восходящую звезду. Из всех героев «мечтателей», Луи Гаррель был наиболее осведомленным о событиях 68-го. Семейная история, на мой взгляд, придала правдивость его образу.
В легендарном мае Гаррель-старший строил баррикады в парижском Латинском квартале. Он снимал хронику 1968 года на легкую 35-мм камеру «Каймфлекс», добавляя к своим материалам то, что снимали любители на16-мм пленку. Этот хроникальный фильм был утерян. Для «Постоянных любовников» Гаррель просто повторил те же планы.
«Так легче вспомнить, ощущения забываются, а план остается»,— объяснял он в интервью. Филипп Гаррель, молодой.
Фильм был снят за 39 дней и стоил в десять раз меньше, чем «Мечтатели», которые словно преследовали Гарреля: когда он снимал сцену с настоящими полицейскими, выяснилось, что один из них уже участвовал в массовке у Бертолуччи. Да и главный герой все тот же – очаровательный бунтарь Луи Гаррель.
В «Постоянных любовниках» много иронических моментов, сбивающих пафос происходящего. Взять хотя бы сюжет, когда главный герой Франсуа попадет под суд (не за участие в беспорядках, а за уклонение от армии), и получает оправдательный приговор на основании того, что он талантливый молодой поэт.
В другой сцене, в квартиру, где поселились студенты, приходит полиция. Обитатели носятся по квартире, суматошно пряча наркотики. В итоге же оказывается, что муниципальные служащие зашли поговорить о задолженности за коммунальные услуги. К тому же, с интересом относятся к висящим в студии картинам, представляясь коллекционерами, знатоками и ценителями живописи. Тем самым, Гаррель-старший иронично обыгрывает миф о Франции как стране, покровительствующей культуре и искусству.
И все же, я с трудом могу охарактеризовать «Постоянных любовников» как политическое кино о мае 1968 года. Периодически конечно появляются фразы такого порядка: «Партия? Какая партия? Нет никакой партии» или «Как сделать революцию для пролетариата вопреки самому пролетариату?», но эти кадры занимают всего лишь малую часть. Ночь, едва прорисовывающаяся баррикада, спины бунтующей молодежи в кожаных куртках с мотоциклетными шлемами на головах. Долго подтаскивают и, наконец, переворачивают автомобиль. В этих длинных и статичных кадрах слышно гораздо больше, чем видно. Борьба, крики, грохот — почти все это остается за кадром.
Для себя я выделила другой ключевой момент. Не борьбу между властями и рабочими, нет. А только тонкую игру чувств и неподдельную искренность. Отраженные вперемешку с наркотиками и грязью, контрастно изображают необыкновенное через призму обыкновенного.
Уже после революции наступают танцы, рок-н-ролл, влюбленности и неловкие юношеские стихи.
Я думаю, Филипп Гаррель осознанно делает акцент на том, что происходит уже после бунта, когда наступает время возвращения к нормальной жизни. Когда идеалы юности рассеиваются в дыму опиума. И желание борьбы уступает место любви.
Стряхнув с себя пыль уличных баррикад, Франсуа влюбляется в девушку, ее зовут Лили и она занимается скульптурой.
Вместе они образуют красивый и чувственный дуэт.
- Я познакомлю тебя с поэзией. А ты поведаешь мне о скульптуре. Тогда мы оба постигнем то, во имя чего живем, то, что для нас по-настоящему важно.
Идиллическая красота наполняет беседы и взгляды влюбленных. И эта красота несет в себе оттенок трагедии. Здесь трудно объяснить почему. Да и нужно ли?
Возможно за счет индивидуальности и притягательной харизмы актеров, - каждый момент кажется пропитанным нежностью. Эти чарующие нотки еще долго всплывают в сознании, взрывая яркой вспышкой лирики мои будни.
Примечательно, каким образом Гаррель показывает нам развязку этого любовного безумия. Режиссер делает это при помощи одного монтажного стыка.Героиня позирует в ателье известному скульптору, который говорит в пустоту, что в Париже больше нечего делать и нужно перебираться в Нью-Йорк. Крупный план: лицо героини в слезах, будто одна расплывчатая фраза-мысль разрушила ее связь с Франсуа. Следующий кадр: Лили спускается по лестнице, и шум ее шагов будит героя на другом конце города.
Благодаря этому монтажному переходу, становится ясно - все кончено. Уникальность манеры Гарреля заключается не столько в том, что есть в его картине. Но, главное, то, чего в ней нет, что ушло в процесс монтажа.
Филипп Гаррель снял свой первый фильм в шестнадцать лет, в двадцать приобрел репутацию «вундеркинда «новой волны» и «младшего брата Годара». Он довольно рано оставил революционную сцену ради чистого кинематографа и частной жизни.
Его изысканную кинематографическую манеру с удлиненными насыщенными планами, словно бы отвлекающими внимание от главного, не спутаешь ни с какой другой. Его фильмы таят загадку не в сюжете, а стиле.
Награды и номинации:
Приз за режиссуру «Серебряный лев» и приз за техническое совершенство на Венецианском кинофестивале.
Приз ФИПРЕССИ Европейской киноакадемии.
Национальная французская кинопремия «Сезар», 2006 в категории «самый перспективный молодой актер». Номинация в категории «лучшая работа оператора».
Французская национальная премия кинокритиков PRIX LOUIS DELLUC.
Официальный сайт фильма: http://www.2-1-0.gr/?title=tt0443844
Рерайт статьи Елены Плаховой «Корректируя Бертолуччи» + авторское мнение, материалы википедии.
Комментарии
Подписаться