Ровно за месяц до запуска фестиваля музыкальных документальных фильмов в малом зале «Художественного» прошла премьера нового или, если угодно, очередного фильма о группе Joy Division. На этот раз авторства Гранта Джи. К счастью, эта лента не единственная и не главная в расписании фестиваля «Music.doc», который с 5 по 8 марта пройдёт в кинотеатре «Иллюзион».
«Года полтора назад, когда стал очевиден подъем неигрового кино, мы решили познакомить с ним нашего зрителя, — рассказал в интервью Lookatme креативный директор «Кино без границ» Антон Мазуров. — Естественно, не остались забыты и картины о музыке. Фильмы для фестиваля складывались в коллекцию несколько лет.»
Вместе с президентом компании Сэмом Клебановым Антон уже десять лет собирает фильмы, которые не рискует демонстрировать любой другой прокатчик. Несмотря на то, что жанр имеет длинную историю, начало которой положила оплодотворенная битлами картина "A Hard Day's Night" Ричарда Лестера, документальные фильмы о музыке никогда не занимали отдельной ниши.
"Это история спорадическая, проложенная по территории неигрового кино пунктиром, — объясняет Мазуров, — и, по большей части, заслуга личного интереса некоторых режиссеров. Чаще всего наличие неожиданного оригинального визуального материала подталкивает режиссёров превращать его в кино, где авторский интерес и субъективный взгляд равноценны с оригинальностью материала и необычностью персонажей, которым он посвящен".
Можно выделить по крайней мере три вида фильмов о музыке и музыкантах (не считая мюзиклов, которым проложена отдельная красная ковровая дорожка). Первую ступень занимает наиболее многочисленная группировка — записи концертов. Их обычно обеспечивают заинтересованные в увеличении продаж лейблы. Например, вы можете приобрести DVD с прошедшего тура мировой знаменитости, причём чем старше знаменитость, тем чаще на полках появляются концертные диски, на которых большими буквами написано "Последние гастроли" или "Совсем последние гастроли". Как правило, они растворяются в огромном количестве дисков с концертами группы U2.
Немалые силы к возведению прижизненного памятника политическим активам современной музыки приложил Антон Корбайн. Его фильм "U2: Achtung Baby" вышел в 1992, и был первой документальной полнометражкой Корбайна о музыке. Только потом он вспомнил о своих суицидально-депрессивных друзьях из Манчестера, оставив лагерь документалистов и принявшись за художественные фильмы о музыкантах. К ним можно отнести, наверное, все картины, обречённые стать или уже ставшие культовыми: "Жёлтая подводная лодка" Жоржа Даннига, "Круглосуточные тусовщики" Майкла Уинтерботтома, "Меня там нет" Тода Хэйнса, "Сид и Нэнси" Алекса Кокса и, наконец, "Контроль" Антона Корбайна.
Новый виток интереса к документалистике вообще вывел на первый план третью группу фильмов о музыке. Их называют рокументари, и они представляют собой симбиоз двух предыдущих субжанров: визуальное богатство, авторский подход, характерные для художественных фильмов и значительное количество архивного материала преследуют цель не выходить за пределы рассказа о реально существующих людях и формируют основу для рокументари. Это хлёсткое слово впервые прозвучало в 1969 году: так была названа энциклопедическая радио-передача Билла Дрейка "История рок-н-ролла" — марафон, транслировавшийся тогда в эфире станции KHJ Los Angeles.
«И началось... Появился "Вудсток" Майкла Вэдли, — продолжает Мазуров. — Из крупных мировых режиссерских знаменитостей самым упорным является Мартин Скорсезе, который когда-то в семидесятых снял о своей любимой группе Rolling Stones картину "Последний вальс", а недавно выпустил два документальных фильма о музыке, посвятив их Бобу Дилану и вновь всё тем же разлюбимым Роллингам».
На "Music.doc" будут показаны десять рокументари-фильмов. Lookatme предлагает путеводитель по фестивалю.
Четверг, 5 марта. Открытие фестиваля.
21:00 — «DiG!» Онди Тимонера
Для интересующихся историей бывших соотечественников и просто любителей разухабиться под цыганский рок в "Иллюзионе" покажут фильм «Gogol Bordello Non-Stop» режиссёра Маргариты Химено. Тем временем, в клубе «Дума» проектор передаст на экран фильм «DiG!» о соперничестве The Brian Jonestown Massacre и The Dandy Warhols. После этого для подоспевших с открытия начнётся концерт московской группы T.O.T.R.
С самого начала "DiG!" зритель попадает за кулисы музыкальной индустрии, где идеологию музыкантов вытесняют экономические интересы звукозаписывающих компаний. Под натиском славы лидеры The Brian Jonestown Massacre и The Dandy Warhols, Антон Ньюкомб и Кортни Тэйлор ведут себя как Моцарт и Сальери. Их связь, начинавшаяся со схожих музыкальных вкусов и заявлений о культурной революции, не выдерживает вмешательства коммерческих структур. Конфликт обостряется взаимной завистью и непониманием.
Пятница, 6 марта.
18:00 — «Гластонбери» Джулиана Темпла
Снятый за неделю в 2002 году, когда будущее фестиваля было под вопросом, «Гластонбери» — это манифест, восхищение самой возможностью жизни под открытым небом. Деревня из палаток, возводимая раз в году, на протяжении 35 лет принимает гостей со всего света — глобализация в миниатюре.
Фильм "Made In Jamaica" подходит к теме глобализации с другой стороны. Режиссёр изнутри смотрит на карьеру музыкантов, осуществивших мечту солнечного острова. Они превратили музыку регги в узнаваемый феномен, торговую марку Ямайки, которая, между тем, не потеряла политической энергии, определившей её рождение.
Суббота, 7 марта
16:30 — «New York Doll" Грега Уайтли
Последняя картина заметно выделяется на фоне других, во многом благодаря редкому появлению на экране Скотта Уокера, бывшего участника романтического бойз-бенда 1960-х The Walker Brothers и революционера-затворника, модерниста-аутсайдера, о психическом состоянии которого ходят умопомрачительные слухи. Запертый в своей студии, он самостоятельно записывает и выпускает экспериментальные альбомы, сочетая почти оперную строгость вокала с россыпью бисерного звука. О человеке, который однажды даже нарочно разбил машину, чтобы отменить концертное выступление, можно рассказать многое. Именно поэтому режиссер тщательно отобрал краски для портрета музыканта так, чтобы после финальных титров вы так и не смогли ответить на вопрос, что в его жизни миф, а что... не совсем.
Воскресенье, 8 марта
20:30 — «Joy Division» Гранта Джи
Всемирный женский день 8 марта стоит отметить посещением фильма о Патти Смит режиссера Стивена Себринга. Спонтанная, беспорядочная натура артистки, которая в семидесятые признавалась в затаённом желании стать женским лицом Иисуса Христа, получает продолжение в манере повествования, соединения визуальных и звуковых кусков, операторской работе (Приз фестиваля Санданс 2008). Режиссёр сознается, что хотел обратить людей в веру в Патти, и фильм есть не что иное как портрет её сознания. "Жизнь — не просто вертикальная или горизонтальная линия. У каждого есть свой внутренний мир, и он очень разнообразен", — считает Себринг.
Комментарии
Подписаться