Если вы имеете отношение к кино, даже просто трепетно к нему относитесь, то каждый год по весне вас должно мучить нервное ожидание большого праздника. Потому что впереди – "Grande Bouffe", восторг и визуальное обжорство. С 1968 года весна отдана на откуп Каннскому кинофестивалю - одному из самых важных событий в мире кино.
Ежегодно в мае в городе Канны собираются самые влиятельные деятели кино: от режиссеров до закупщиков, от актеров до сценаристов. Однако Канны - это не только профессиональное действо, это также и фееричное шоу, ярмарка тщеславия, сопровождаемая толпами папарацци. В 1953 году юная нимфетка Бриджит Бардо появилась на Круазетт в бикини и символично ознаменовала начало светской эры Канн.
С тех пор Канны – это не только кино, но и девушки, платья и вино. Уровень и статусность держат как при монаршем дворе: даже журналисты обязаны являться при смокинге на вечерние показы фильмов. На официальном сайте Каннского фестиваля, кроме правил аккредитации, даны подробные рекомендации относительно гардероба посетителей мероприятий и показов.
Светская заряженность мероприятия привлекает еще больше международного внимания к представляемому кино. Показать фильм на фестивале, даже не претендуя на конкурсный забег, уже большое достижение и беспроигрышное попадание в поле внимания. От Каннского фестиваля очень многого ждут: и общественного события, и хорошего кино. Послушать кинокритиков, так с последним пунктом у нас все уже давно весьма печально.
Что происходит сегодня
Сегодня происходит ровно следующее – от Канн ждут чуть ли пира во время чумы, читай во времена финансового кризиса. Отсмотрев десятки неоднозначных и грустных в своей программности фильмов на Берлинале, отмахнувшись от предсказуемого Оскара, как от липкой дремоты, кинолюбы обратили свой заскучавший взгляд на Канны. Если прошлый год был не самым плодоносным, и результаты сенсацией не стали, то этот год обещает стать небывалой ярмаркой тщеславия. Дело в том, что к 2009 году целый пантеон культовых режиссеров заканчивает либо уже закончил свои последние работы, и все они логически должны оказаться в Каннском списке.
Поподробнее, пожалуйста!..
Тарантино должен показать на фестивале свой уже вовсю разрекламированный фильм “Бесславные ублюдки” (Inglorious basterds) c Брэдом Питтом в роли палача Сопротивления, который из ненависти к нацистским ублюдкам сам готов им уподобиться и потому сколачивает команду заправских убийц. Если вы, как и я, наблюдая Питта на последних киномероприятиях, удивлялись, кто же надоумил его отпустить эти бравурные усики, так это он, Тарантино.
- Ожидается Тэрри Гиллиам со своим последним фильмом “Воображариум доктора Парнассуса” (The Imaginarium of Doctor Parnassus), который еще до завершения наделал много шума. Именно в этом кино был задействован Хит Леджер к моменту своей кончины. Фаустовская история человека, заключившего сделку с самим дьяволом и научившегося контролировать воображение зрителей. И все это волшебное действо разыграно актерами, давно уже завладевшими если не воображением, то уж точно сердцами и помыслами девиц всех возрастов: Колином Фаррелом, Джонни Деппом и Джудом Лоу. Именно они закончили роль, первоначально предназначавшуюся Хиту Леджеру.
- Возможно, Педро Альмодовар представит на суд жюри свой новый фильм “Прерванные объятия” (Los Abrazos rotos) с Пенелопой Круз в главной роли. Даже двухминутный трейлер этого фильма, который вот-вот покажут в Испании, источает такую энергетику и страсть на грани фола, что ожидая каннское явление полнометражного творения можно лишь зажмуривать глаза от восторга.
- Классик и проповедник американского авторского кино Джим Джармуш, давно уже ставший иконой для хипстеров всего мира, закончил свой новый фильм “Границы контроля” (Limits of control) с потусторонней Тильдой Суинтон в главной роли. Судя по трейлеру фильма, кино будет именно таким, каким его описывает сам Джармуш: "Это история загадочного одиночки, незнакомца, чья деятельность упорно не вмещается в рамки закона и приличий". И такая инопланетная Тильда, вы только гляньте. Ожидается, что свою фестивальную судьбу это кино так же начнет именно с весенних Канн.
- Прославленный Гаспар Ноэ, выработавший настолько угадываемый почерк, что давно уже несть числа его последователям, также числится в предварительных списках каннского кинозабега. Его последний фильм“Войди в пустоту” (Enter the void) сам автор называет “психоделичным экспериментом”. Это кино обещает стать самой дорогой его работой. "Меня всегда завораживали истории о пограничных состояниях, ощущение парения над собственным телом, чувство тоннеля, соединяющего жизнь земную и вечную. Надеюсь, зрителю это мое исследование на тему будет также интересно". Один этот комментарий самого Гаспара Ноэ уже довольно красноречив. А уж памятуя о его шокирующем творении "Необратимость", с показов которого впечатлительные люди уходили на первых же минутах, можно представить, как глубоко Ноэ "исследует" тему.
- Ларс фон Триер, на ком фактически возлежит честь изобретения догмы, в очередной раз будоражит почитателей по всему миру новым творением со зловещим названием “Антихрист” (Antichrist).
Привычный в амплуа злодея Уиллем Дефо и интеллектуальная Шарлотта Гензбур сыграют пару, удалившуюся в леса после того, как их ребенок трагически погибает. И эти грустные обстоятельства, по задумке автора, докажут миру, что он, мир, был сотворен вовсе не Богом, но Сатаной. Вполне в духе датского enfant terrible. Но больше всего в последние дни общественность волнует даже не тематика фильма, а первые выброшенные в сеть кадры ленты. Ну чем не полотно Босха:
- Братья Коэны приготовили очередное исследование жизни странного, неприкаянного интеллектуала (что им уже однажды блестяще удалось в фильме "Бартон Финк"). В этот раз история будет крутиться вокруг злоключений и домашней неразберихи профессора с говорящей фамилией Гопник (именно так - Larry Gopnik). Жена уходит к более успешному коллеге, неустроенный брат только добавляет абсурда к безрадостной картине: все не так. Называется лента "Серьезный человек" (Serious man), и на нее, вот уж правда, возлагают серьезные надежды.
Затаив дыхание, приготовив платочки
В преддверии любого кинофестиваля принято делать ставки и выявлять очевидных хедлайнеров и предполагать, кто окажется темной лошадкой. Кажется, впервые за долгое время, в разгар мирового финансового кризиса это будет совершенно бесполезным. Не ввиду простоя мирового кинематографа, а ровно наоборот. Как решить, кто поразит сильнее - Джармуш или фон Триер? Кому дадут главный приз - Гиллиаму или Ноэ? Или может Альмодовару?
Официальный "Каннский список" еще не оглашен, сделано это будет уже ближе к концу апреля. Ажитация вокруг фестиваля порождает новые слухи каждую неделю и сказать что-то наверняка невозможно, но безумно приятно строить предположения. Тем более, что рассмотренные выше фильмы - отнюдь не все ожидаемые "хиты". Остается только нервно посмеиваться от волнения.
В любом случае нас уж наверняка ожидает волнующее лето и осень, когда все эти творения начнут мерно выходить в общедоступный прокат. Иногда только боязливо и суеверно вздрагиваешь - неужели, в самом деле, нам так крупно повезет в этом году?
Комментарии
Подписаться