Йан Кёртис родился в английской глубинке. Рано женился, познакомился в баре с четыремя настолько же потерянными в 70-х парнями. Они создали группу Joy Division, несколько лет поиграв в барах и клубах — став культовым явлениям Манчестерской тусовки, чуть менее серьезным музыкальным явлением в Англии, и почти растворившись в мировой музыкальной истории. Записали 2 альбома, и в 23 года Йан Кёртис повесился. Об этом, если кратко, и снят этот фильм.
Давнишний тезис, что истинный творец умирает молодым, в «Контроле» обретает новые обертоны. Творец в данном случае успел за несколько лет взлететь на вершину, устать и — нет, не упасть — а мягко скатиться вниз по наклонной, приехав к петле в нижней точке свое скольжения. Без пафоса, как-то очень печально. Любовь к двум женщинам (жене с ребенком, и бельгийской любовнице) — не двуличность Кёртиса, я двойная его слабость, невозможность преодолеть чувства, взять их под контроль. И черно-белая эстетика фильма вторит тоске его героя — без пафоса, спокойно, как одна нота, взятая на вдохе в начале пути и прекратившаяся на выдохе…
Тут страшно смотреть даже не на то, как безграничная молодость убивает себя безграничным же страданием. Тут приступы эпилепсии Кёртиса кажутся всего логичным продолженией его болезненной эстетики — песни мрачны и угрюмы настолько, что кажется очевидным, откуда черпали вдохновение Кейв и Том Йорк. Страшнее, что история группы продолжилась и после смерти Кёртиса — музыканты, погоревав для приличия, собрали довольно скоро коллектив, ставший определяющим в развития всей электронной танцевальной культуры последующих десятилетий: New Order.
Комментарии
Подписаться