Сколько человек живет – неизменно тянется заглянуть за забор, туда, в будущее. Это простое человеческое желание в результате дало нам тонны макулатуры и бесценных Бредбери и Азимовых. Читаешь их рассказы и в голове приятно холодеет от процесса создания, творения совершенно другой реальности. Этот особый холодок и восторг стать со-творцом сподвигал режиссеров снимать самые разные фантастические фильмы. Фильмы Science Fiction.
Поскольку большинство фильмов о будущем, нашем и альтернативном, берут за точку отсчета года нулевые, особенно интересно теперь, в 2009 году, пересматривать и ухмыляться. Или с ужасом находить сходства. Или просто делать выводы, ведь любой хороший sci-fiфильм – это притча.
Вот лучшие из них:
"Капитан E.O." Capitain EO. ,1986, реж. Ф.Ф. Коппола
Один из первых 3D-фильмов, который великий и ужасный Френсис Форд Коппола создал будто бы походя, но основательно. Над созданием особого фантастического мира работал Джордж Лукас со своей командой. В итоге - завораживающие злодеи и отличные пейзажи. Но главное зрелище - Майкл Джексон, исполнивший (или скорее пропевший) главную роль.
Гаттака (Gattaka), 1997, реж. Эндрю Никкол
Общество, иерархия в котором напрямую зависит от генетики. Очередная, но очень стильная попытка изобразить "муравейник будущего". И Итан такой молодой. И Ума. И все впереди.
"Контакт" (Contact), 1997, реж. Роберт Земекис
Один из редких примеров, когда фантастическая реальность на экране вдруг становится вполне себе переложимой на реальность окружающую. Во многом благодаря игре Джоди Фостер, которой стоит посмотреть на тебя распахнутыми глазами, и ты веришь, что нож не у нее, но у тебя к горлу приставлен. Этот фильм - идеальное изображение дилеммы будущего. Религия, политика и наука - все вместе нестройным хором терзают совесть главной героини и зрителя.
"Планета обезьян" (Planet of the Apes), 1968, реж. Франклин Шеффнер
Бесспорная классика. Образы обезьяно-подобных предводителей стали культурным символом наряду с семейством Скайуокеров и черепашками-ниндзя. Как бы там ни было, фильм действительно интересный, но смотреть стоит именно что оригинал. Как и "Барбареллу", этот фильм серьезно воспринимать можно только через объектив эпохи 60-х.
"Бразилия" (Brazil), 1985, реж. Терри Гиллиам
Оруэлловский дух в фильме – от Тома Стоппарда, приложившегося к написанию сценария. Призма едкого юмора – от самого Гиллиама, выпускника "Монти Пайтона". В итоге, отличное рассуждение на тему мистического контроля государства с Робертом де Ниро и Яном Хольмом на вторых ролях. Кроме множества поклонников фильм отхватил себе две оскаровские номинации.
"Вечное сияние чистого разума" (Eternal Sunshine of the Spotless Mind), 2004, реж. Мишель Гондри
Совместное творение экспериментатора Мишеля Гондри и эксцентрика Чарли Кауфмана. Пожалуй, один из самых правильных фильмов об ускользающей памяти, любви, растерянности и прочих "душевных пертурбациях". Говорит с нами глазами Джима Керри, неловкими жестами Кирстен Данст, истеричным молчанием Кейт Уинслет. Такой весь донельзя метафоричный и донельзя точный. Трудно сказать, научная ли это фантастика или просто один из способов "развернуть" реальность и разложить ее как карту на столе. Как говорится в звучащей там песне Beck: everybody's gotta learn sometime. Наверное, фильм именно об этом.
"Небесный капитан и мир будущего"(Sky Captain and the World of Tomorrow), 2004, реж. Керри Конран
Фильм ругали за китчевость, неуместное красование и совсем уж образцовый кастинг. Но если посмотреть с другой стороны: Джуд Лоу, Гвинет Пэлтроу и Анджелина Джоли в одном фильме, вобравшем в себя все возможные архетипы sci-fi. Настолько все красиво (что объясняется в том числе и полностью нарисованной реальностью), что отбрасываешь строгость и наслаждаешься.
"Запретная планета" (Forbidden Planet), 1956, реж. Фред Уилкокс
Фильм, доведенный до жанрового блеска. Робот Робби, полностью электронный саундтрэк, в плане спецэффектов – предел технической изощренности на тот момент. Если бы Тарантино жил в те времена, он бы снимал что-то подобное.
"Метрополис" (Metropolis), 1927, реж. Фритц Ланг
Фильм 1927 года, способный визуально удивлять и сегодня. Черно-белый, смелый как сюжетно (оруэлловского толка рассуждения в то время были не эстетством, но осязаемыми опасениями), так и постановочно. Он считается самым дорогим немым кино в истории. В пересчете на сегодня его бюджет составил бы $200 млн.
"Дюна" (Dune), 1984, реж. Дэвид Линч
Один из самых спорных фильмов Дэвида Линча. Но вклад его в развитие жанра sci-fi очевиден: это особый взгляд на эту культуру. Альтернативный ответ эстетике Джорджа Лукаса.
"День, когда Земля остановилась" (The Day the Earth Stood Still), 1951, Роберт Уайз
Очередная жанровая классика: история о неразумных землянах и сердобольных пришельцах. Лучше опять же смотреть оригинал. Так можно впитать саму историю, довольно увлекательную, не расстраиваясь за Киану Ривза, который сыграл в версии 2008 года.
"Звездный Путь 2" (Star Trek 2: The Wrath of Khan), 1982, реж. Николас Майер
Возможно, один из лучший фильмов, основанных на этом известном сериале. По крайней мере, пока. В нем есть все, за что любят Звездный Путь: живой и небанальный сюжет, отличные характерные злодеи, пара сентиментальных пауз и знаменитые спецэффекты.
"Терминатор" (Terminator), 1984, реж. Джеймс Кэмерон
Апокалиптичный сценарий будущего и технологические находки – это все, безусловно, важно. Но куда значимее другое. Вряд ли кто-нибудь из нынешних двадцатилетних не видел этот фильм, не помнит этого взгляда Арнольда, не выучил его коронных фраз. Поэтому фильм рекомендуется не смотреть, но скорее пересматривать. Аста ла виста.
"Е.Т." (E.T. Extra Terrestrial), 1982, реж. Стивен Спилберг
Пару лет назад вышло переиздание этого фильма, в который Спилберг добавил пару новых сцен для технологического лоска и ради пары спецэффектов. И это, пожалуй, единственное, что поклонников разочаровало. Поскольку главное в фильме - удивительно трогательная история отношений ребенка и внеземного нелепого существа. Это, безусловно, научная фантастика. Но в первую очередь, это пример правильного, честного семейного фильма: о дружбе, преданности и прочей "сентиментальщине".
"Близкие контакты третьего порядка" (Close Encounters of the Third Kind), 1977, реж. Стивен Спилберг
Не самый известный фильм Спилберга, и это не совсем заслуженно. Очень похожий на его более позднюю "Войну миров", но куда мощнее. И отточеннее, стильнее в некотором смысле. К тому же это, кажется, лучшая роль Ричарда Дрейфуса, что добавляет фильму обаяния.
"Пришельцы" (Aliens), 1986, реж. Джеймс Кэмерон
Развивая тему "Пришельца" Ридли Скотта, Кэмерон доводит ее до определенного завершения, финального осмысления. Как говорит в фильме Пакстон: "Game over, man". Таких "Пришельцев" не удавалось сделать никому. Из множества последовавших размышлений на тему этой франшизы, этот фильм - лучший.
"Назад в будущее" (Back to the Future),1985, реж. Роберт Земекис
Сколько раз вы видели это фильм? В детстве – записанным на VHS кассеты. Повзрослев – дома, ночью, по кабельному. Взяв в прокате DVD, когда хотелось устроить идеальный вечер. "Назад в будущее" такой же беспроигрышный вариант как и ведро мороженного или приятная компания. Любимый безотчетно, это еще и отличный, мастерски скроенный приключенческий sci-fi фильм. Кто хочет Делореон?
"Матрица" (The Matrix), 1999, реж. братья Вачовски
После этого фильма все разобрались в том, что такое "симулякр", достали с полок Бодрийяра, стали изобретать свою философию. Согласитесь, немалый вклад со стороны индустрии развлечений. "Проснись Нео" - такие надписи заняли свое место среди расхожих "Фродо жив" или "Цой жив". Фильм-веха, чего уж скромничать. А сюжетная многослойность? А знаковые, ни с чем не сравнимые fight сцены? В общем, 4 Оскара в его копилке вполне заслуженные.
"Звездные войны: эпизод 4. Новая надежда" (Star Wars: Episode IV – A New Hope), 1977, реж. Джордж Лукас
Фильм, открывший череду знаменитой звездной эпопеи. И во многом открывший путь большинству sci-fi фильмов после него. Тут тебе и самурайская мораль Куросавы, и отличная игра еще малоизвестных Харрисона Форда и Кэрри Фишер, и мистика, связанная с существованием некой "силы", и Абсолютное Зло в лице Дарта Вейдера. Все в первый раз, и все любимое.
"2001: Космическая Одиссея" (2001: Space Odyssey), 1968, реж. Стенли Кубрик
Многие совершенно справедливо называют это вершиной жанра научной фантастики чистым искусством и философией от мира sci-fi. Ритм медленный (можно и заснуть), наблюдательный. Но это очень похоже на разглядывание шедевра, здесь спешка неуместна. А Кубрику именно что удалось создать точно отмеренный, идеальной гармонии мир будущего. К нему можно и нужно обращаться как к камертону, Гринвичу, абсолютному нулю.
"Заводной апельсин" (Clockwork Orange), 1971, реж. Стенли Кубрик
После этого фильма начинаешь настороженно относиться к музыке Бетховена и молоку. Именно эти атрибуты сопровождали жестокие приключения Алекса, главного героя романа Энтони Берджеса и этого фильма. Абсолютно аморальная история с совершенно гуманистической моралью. Let's get us a bit of ultra-violence, droog!
"Терминатор 2" (Terminator 2), 1991, реж Джеймс Кэмерон
Этот фильм навсегда закрепил славу Шварцнеггера как хрестоматийного action-героя. Сам же фильм – удивительный пример удачности и успеха сиквела, а таких примеров чертовски мало. Отличные спецэффекты, идеальная интрига и ритм, и красиво разыгранные сражения. Драками то это и не назовешь.
"Бегущий по лезвию ножа" (Blade Runner), 1982, реж. Ридли Скотт
Сплав научной фантастики и жанра нуар в идеальных пропорциях. Лос-Анджелес как культурный плавительный котел и стираются в нем все различия и ватерлинии. Фильм не столько о победе хороших парней над плохими, сколько об отчаянной попытке понять - кто же здесь плохой, а кто – хороший? Определять его жанр и место в истории – значит неизменно сужать это кино, в котором всего достаточно, и все на высоте. Так, незаметно для зрителя и самого режиссера, фильм, который принимали долго и неоднозначно, стал великим. Тихо, но уверенно.
"Пришелец" (Alien), 1979, реж. Ридли Скотт
Признан, наряду с "Космической Одиссеей" Кубрика, одним из самых умных фильмов в жанре науч-попа. Смесь хоррора, экшна и sci-fi в самых правильных пропорциях. "Пришелец" стал американской классикой, Сигурни Уивер, исполнившая главную роль, главной action-героиней эпохи. Кроме того, это действительно страшное кино. Очень.
"Звездные войны: эпизод 5. Империя наносит ответный удар" (Star Wars: Episode V – Empire strikes back), 1980, реж. Джордж Лукас
Самая сложная часть из звездного сериала. Морально напряженная, этически неоднозначная. Фильм выдержан в темных тонах и не менее угнетающем ключе по настроению. Знаменитая схватка между Люком Скайуокером и Дарт Вейдером наверняка числится среди самых важных киномоментов за всю историю кино.
Комментарии
Подписаться