"Люди, даже не зная друг друга, должны однажды встретиться; с каждым из них может произойти что угодно, пока они идут разными дорогами, но в назначенный день они неотвратимо встретятся в красном круге".
Общие сведения:
Жан-Пьер Грюмбах родился 20 октября 1917 года в Париже. Псевдоним «Мельвиль» взял в честь своего любимого писателя Германа Мелвилла.
30-е годы будущий режиссёр провёл, не столько получая образование, сколько сидя в кинотеатрах да общаясь с бандой хулиганов около вокзала Сен-Лазар.
В 30-е же Мельвиль определяется с политическими и религиозными взглядами: "Я был коммунистом с 1933 года по 25 августа 1939 года. После этого я разочаровался в коммунизме. К тому же я не религиозен". Здесь Мельвиль связывает своё разочарование с пактом о ненападении между СССР и Германией, хотя в других интервью он отрицал всякий интерес к коммунизму. Отчётливее всего он формулирует свои взгляды так: "Я не правый и не левый. Я крайний индивидуалист."
А дальше были фильмы и образ американофила Мельвиля. Мизантропа и одиночки, для которого самая любимая часть работы "писать сценарий в полном одиночестве…и заниматься монтажом; но я ненавижу процесс съёмок со всеми этими бессмысленными разговорами". Замечу, что сценарий к его работам он писал сам, а затем режиссировал кино - именно поэтому его фильмы столь самобытны, Мельвиль создавал их от и до, согласуясь лишь с собственными взглядами. Он часто ссорился с другими режиссерами и актёрами - потому что имел на всё свои воззрения и смело их отстаивал. Ив Монтан так говорит про него: "С ним было тяжело, но его нельзя было не уважать".
Его герои мало говорят - слова ничего не стоят, они одиноки, они выбрали свой путь и действуют согласно своим собственным принципам и убеждениям, не отвлекаясь на такие мелочи, как противоположно настроенная действительность. Фильмы Мельвиля - это прежде всего особая атмосфера. Да есть масса кино с возможно более закрученным сюжетом, хитрыми спецэффектами, более реалистичное - хотя смотря что считать реальным, но фильмы Мельвиля стоят особняком - у них свой, присущий только ему стиль, по которому сразу угадываются его работы, в них нечего добавить или убрать. Кино Мельвиля - это немногословные безупречно одетые мужчины в плащах и шляпах, с револьверами в кармане, это мрачные пасмурные пейзажи, ситроены, ночной город, безысходность, тотальное одиночество, это копы, потерявшие связь со здравым смыслом и гангстеры, заведомо обреченные на смерть.
Не случайно именно в его кино, сыграли, на мой взгляд, одни из лучших своих ролей Ив Монтан, Жан-Поль Бельмондо, Лино Вентура, Ален Делон, Джан Мария Волонте, Андре Бурвиль - про последнего хочется заметить особо - именно в Красном круге Мельвиля, вышедшем уже после смерти Бурвиля, он предстаёт в роли следователя, до этого все роли Бурвиля носили комический характер, у Мельвиля он в совершенно новом облике и при этом здорово справляется со своим персонажем. Мы узнаём актера совершенно с новой стороны.
«Нет более глубокого одиночества, чем у самурая, кроме, может быть, одиночества тигра в джунглях».
Помощь в написании заметки оказали: Иван Денисов, материалы Википедии.
Степан Обручков 7.05.2009
Комментарии
Подписаться