С тех пор, как Sex Pistols в песне No Future объявили окончательный крах 60-х, стало ясно, что эпоха цветов, свободной любви и расширения сознания закончилась. Выстрел Марка Чепмена забил последний символический гвоздь в гроб социальных, политических и всех остальных иллюзий эпохи. Настали другие времена, и герои «революции цветов» сошли со сцены. Возвращение заняло долгие три десятилетия. Молодежь, отрицающая взгляды и культурные ценности своих родителей, обратилась к опыту пред-предыдущего поколения. Рейв-культура вспомнила идеологию хиппи и по-новому переосмыслила все, что было главным для участников Вудстока и Монтерея. Вместе с музыкой и образом жизни, в моду вошли духовные искания 60-х, в том числе - взгляд на мир через «психоделические» очки.
Среди прочих культовых личностей эпохи, вспомнили одного из главных бунтарей 60-х - скандального писателя и журналиста, доктора Хантера Стоктона Томпсона. В 1998 году английский режиссер Терри Гильям (тоже человек поколения хиппи), экранизировал самый известный роман Томпсона Страх и ненависть в Лас Вегасе /Fear and Loathing in Las Vegas с Джонни Деппом и Бенисио Дель Торо в главных ролях. Фильм провалился в американском прокате, но произвел сенсацию на каннском фестивале, где претендовал на «Золотую пальмовую ветвь». Интересно, что еще одну награду фильму присудила Российская гильдия кинокритиков. Благодаря фильму начался новый виток популярности основательно позабытого литературно-публицистического творчества Хантера С. Томпсона.
Вся американская литература, по сути, - литература журналистов, профессии «писатель» в прагматичном американском обществе не существовало никогда, все хрестоматийные авторы американской литературы: Марк Твен, Лондон, Фитцджеральд, Хемингуэй и проч. - профессиональные журналисты. Репортажи Томпсона, начинавшего свою карьеру в The Time и Rolling Stone с самого начала тяготели скорее к литературе, нежели журналистике в чистом виде. Они были слишком эмоциональны, крайне субъективны, полны цитат, сарказма, юмора, преувеличений и ненормативной лексики. «Революция» 60-х сломала стереотипы во всех областях, и подобный стиль журналистики названный «гонзо» быстро завоевал страницы самых солидных изданий вплоть до The New York Times, а Хантер Томпсон, вместе с другими молодыми писателями-журналистами Томом Вульфом и Лесли Бенгсом, получил заслуженную славу пионера гонзо. Классическая гонзо-статья Томпсона «Дерби в Кентукки - упадочно и порочно» появилась в журнале Scanlan’s Monthly в июне 1970 года следующим образом - Томпсон пропустил все сроки сдачи материала и отправил редактору наброски, вырванные из записной книжки, в таком «черновом» варианте статья и вышла в печать.
Стиль гонзо очень отличался от общей атмосферы благодушия характерной для «детей цветов». Томпсон, третий сын одинокой матери-алкоголички из американской глубинки, имел проблемы с законом еще в подростковом возрасте, отчего вынужден был «сбежать» в армию. С маниакальной любовью писателя к оружию, спорту, пьяным дракам, дружбой и враждой с криминальной группировкой байкеров Hell`s Angels, он был ближе ко взглядам «разочарованного поколения» 70-х, и его главный роман «Страх и Отвращение в Лас Вегасе. Дикое Путешествие в Сердце Американской Мечты» / Fear and Loathing in Las Vegas. A Savage Journey to the Heart of the American Dream - лучшее тому доказательство. Крушение «американской мечты», которое описывал еще Фитцджеральд, в книгах Томпсона приобретает окончательную завершенность, и не оставляет надежды на возрождение этого мифа. Путешествие в Лас Вегас, сказочный, бессонный, стеклянно-неоновый оазис посреди мертвой пустыни Невады, город, где можно воплотить любое самое невероятное желание, превращается в жуткий наркотический трип с непредсказуемым исходом.
Впервые роман был опубликован в октябре - ноябре 1971 года в двух номерах Rolling Stone с иллюстрациями уэльсского карикатуриста Ральфа Стедмана. Выбор художника был на редкость удачным - «рисунки Стедмана были резкими, сумасшедшими и запечатлели чувства Томпсона, его идею о том, что под пластиковой американской поверхностью скрывается хаос и насилие» - писала The New York Times.
Успех книги поставил Хантера С. Томпсона в один ряд с другими скандальными бунтарями американской литературы Генри Миллером и Чарльзом Буковски, и позволил ему выпустить в 1973 году роман "Fear and Loathing: On the Campaign Trail '72". Книга представляла собой собрание статей в Rolling Stone, в которых Томпсон освещал предвыборную кампанию президента Ричарда М. Никсона и его противника сенатора Джорджа МакГаверна. Хантер Томпсон использовал опыт, который получил во время своей одиозной попытки баллотироваться на пост шерифа города Аспен в 1970-м, которая едва не увенчалась успехом. В его программе, помимо прочего, был пункт о легализации наркотиков, а перед дебатами он побрил голову, что позволило ему назвать оппонента - «длинноволосый».
Вторая половина 70-х и 80-е стала для Хантера Томпсона эпохой забвения. Он изредка пишет для Rolling Stone и различных спортивных изданий, но, после очень сильного романа «Проклятие Гавайев» /The Curse of Lono (1984) практически незамеченного публикой, его статьи и очерки серьезно уступают по качеству всему, что было написано ранее. У него были серьезные проблемы с наркотической и алкогольной зависимостью, семейные проблемы, проблемы со здоровьем итд.
Фильм Терри Гильяма с Джонни Деппом, стал для Томпсона новым этапом жизни. Первоначально, картину должен был снимать Алекс Кокс по сценарию Тода Дэвиса, они же выбрали актеров на главные роли, но потом проект попал в руки Терри Гильяма. Гильям в соавторстве с Тони Грисони написал другой сценарий, который Хантер Томпсон одобрил. Джонни Депп гостил в доме Томпсона несколько месяцев, изучая его привычки и манеры, после чего стал одним из самых близких друзей писателя. Депп выменял у Томпсона знаменитый красный Шевроле, который в романе носит имя «Большая Красная Акула», и проехал на нем всю Калифорнию, чтобы лучше вжиться в роль. Большая часть костюмов, в которых Депп появляется в фильме - копии с костюмов самого Хантера. Писатель даже лично побрил голову Деппу перед съемками. Сам Томпсон снялся в эпизодической роли - когда герой Деппа, проходя по залу клуба Matrix видит человека за столом и произносит «Это был я… Матерь Божья! Это же я!», человек сидящий за столом - ХантерТомпсон.
Культовый статус фильма позволил переиздать большую часть произведений писателя и выпустить несколько новых. Одна из последних книг Томпсона, «Царство Страха» 2003 - злой комментарий уходящему Американскому Веку. Всю жизнь Томпсон был страстным собирателем огнестрельного оружия, и один из экспонатов коллекции поставил жирную точку в его бурной жизни. 20-го февраля 2005 года в возрасте 67 лет он покончил с собой выстрелом в голову. Rolling Stone неразрывно связанный с именем писателя, посвятил ему целый номер, который стал одним из самых продаваемых за всю историю журнала. В последний путь Хантера С. Томпсона провожал Джонни Депп, который оплатил все расходы по весьма экстравагантным похоронам писателя, превращенным в арт-хэппенинг.
Три года спустя, когда удалось разобраться с правами на архив Томпсона, оскаровский лауреат Алекс Гибни в сотрудничестве с Джонни Деппом выпустил документальный фильм Гонзо: страх и ненависть Хантера С. Томпсона / Gonzo: The Life and Work of Dr. Hunter S. Thompson. Фильм участвовал в официальной конкурсной программе фестиваля «Санданс» 2008 и программе «Свободная мысль» 31-го ММКФ. На премьере фильм представили главный редактор русской версии Rolling Stone Александр Кондуков, директор Российского института культурологии Кирилл Разлогов, Атташе по культуре посольства США Лиза Грегори, пресс-атташе группы компаний Акадо Дмитрий Захаров и президент компании Кино без границ Сэм Клебанов. В российский прокат документальный фильм Алекса Гибни Гонзо: страх и ненависть Хантера С. Томпсона выходит 9-го июля.
Фильм Гонзо: страх и ненависть Хантера С. Томпсона - документальное расследование золотого периода творчества писателя с 1965-го по 1975 год, со всеми его важнейшими вехами. В фильм вошли неизвестные ранее кино и аудио материалы из личного архива Томпсона, а также неопубликованные фотографии и дневниковые записи. Уничтожив миф об американской мечте, Томпсон создал другой – миф доктора Хантера С. Томпсона. Разобраться с эти мифом помогают его близкие и друзья, включая писателя Тома Вульфа, художника Ральфа Стэдмана и основателя Rolling Stone Джанна Уэннера. Рассказывает историю доктора Томпсона сам Джонни Депп.
Джонни Депп выступит в главной роли в еще одной экранизации романа Хантера С. Томпсона Ромовый дневник / The Rum Diary, которая планируется на 2010 год. Автобиографический роман написан в 1959 году. Журналист англоязычной газеты «Дейли-Ньюс» Пол Кэмп бросает свою «правильную» работу в Нью-Йорке и переезжает в маленький туристический городок Сан-Хуан в Пуэрто-Рико, работать в небольшой газете. Фильм рассказывает как человек становится ревнивым, вероломным, жестоким алкоголиком, в этом маленьком, забытом Богом и людьми, городишке.
«Гонзо: страх и ненависть Хантера С.Томпсона» — Трейлер
СПИСОК И БИОГРАФИИ ЛИЦ, ЗАДЕЙСТВОВАННЫХ В ФИЛЬМЕ
Алекс Гибни о Хантере Томпсоне: Он был феноменальным писателем, смешным, как черт знает что, и при этом способным ухватить самую суть американского характера: неистощимый идеализм, смешанный с инстинктивным страхом и ненавистью.
Комментарии
Подписаться