Views Comments Previous Next Search

Полупустой стакан Ларса фон Триера

52456
НаписалАлексей Ушаков21 июля 2009
52456

Еще до просмотра фильма - по названию и посвящению Тарковскому, можно было догадаться, что именно Ларс фон Триер скажет зрителю. Ожидания оправдались. Да, Триер, один из самых крупных режиссеров современности, и высказывается на самые серьезные темы, и, в целом - фильм мне понравился. Ну, некоторые сцены, разумеется сделаны специально «на публику». После азиатского "снафф-натурализма" с восторгом принятого на престижных кинофестивалях, уже вроде как и неудобно снимать серьезное кино без сцен вызывающих у зрителя рвотные позывы, но в данном случае, даже эти эпизоды были оправданы с точки зрения темы. Короче, фильм хороший, но как говорили в советское время – «идеологически неправильный»! )))

Жук ел траву, жука клевала птица,
хорек пил мозг из птичьей головы,
и страхом перекошенные лица
ночных существ смотрели из травы.

Зайдем издалека.
При всем разнообразии философских школ, идеологий, религий итд, в итоге (как дробь упрощенная до предела) все они сводятся к двум полярным мироощущениям: первое - этот мир хорош, и я его люблю; и второе - этот мир плох, и я его ненавижу. В действительности, окружающий мир раздает человеку пинки и поцелуи примерно в равных количествах. Бывают, конечно, «some are born to endless night», но кино такие люди, как правило, не снимают, им бы пожрать где найти! Потому выбор позиции «про» или «контра» зависит от личного выбора индивидуума. Один и тот же стакан у разных людей наполовину пустой или наполовину полный, в зависимости от питания, воспитания, окружения, книжек прочитанных в детстве и сказок рассказанных на ночь.

Полупустой стакан Ларса фон Триера. Изображение № 1.

Андрей Тарковский, которому посвящен «Антихрист», несмотря на православную культуру, по взглядам своим, если судить по его фильмам – был, скорее, ближе западноевропейским христианским мистикам. В «Солярисе» он, например, убедительно моделирует нахождение души в чистилище, которое в православной доктрине отсутствует. Великий и непознаваемый бог-океан посылает Крису ангела (Хари), исполненного невероятной, невозможной, идеальной любви. Дает ему возможность принять эту «божественную» любовь, и исправить (искупить) свою вину. Душа в чистилище должна покаяться (по-гречески «метаноите» - передумать) после чего она вернется к Отцу и получит прощение. В данном случае любовь Хари, это даже не любовь женщины, это смесь женской, материнской, небесной… какой угодно Любви с большой буквы! Символ любви бога к своим детям. Совершенно несомненно, что для Тарковского, мир создан чудом, и является чудом и источником счастья.

Для Ларса фон Триера, образ «женщины-ведьмы» – символ Природы, которая к своим детям жестока и беспощадна, и борется с Разумом в образе «мужчины-психолога». Посему, успокойтесь и феминистки и женоненавистники - не Malleus Maleficarum Триер экранизировал. Этот мир ужасен, говорит режиссер, природа - "храм сатаны", царство смерти и распада. Разум в битве с Природой проигрывает, потому что Природа иррациональна и непредсказуема – всем правит хаос, «умом не понять…» итд. Верно это? Допустим - верно. Ну и что?

А вот тут и проходит граница, от которой красивые - идут направо, а умные – налево. Бог, (как и Природа), тоже иррационален и непознаваем с точки зрения человеческой логики, у него своя логика – божественная. Посему даже не очень важно кто именно все вокруг создал – Бог или Природа (бог тоже может быть злым – тогда он «Антихрист»). Важен личный выбор человека – какой у тебя в руках стакан? Конечно, в жизни самого отпетого оптимиста случаются минуты, когда хочется повеситься. Но, если окружающий мир искренне представляется человеку источником скорби, страданий и боли - тогда все заканчивается наказанием и самоистязанием, а если источником любви, радости и красоты, то прощением и примирением.

Несмотря на провокационное посвящение, фильм у Ларса фон Триера получился слабее чем фильмы Тарковского, и дело не в уровне таланта. Дело в том, что минус всегда примитивнее плюса. Ну, секс, ну, насилие… вот собственно и все - как еще дьявола-то показать? Если честно, я не думаю, что сам Ларс фон Триер действительно считает окружающий мир – «храмом сатаны». «Антихрист», конечно, постмодернистская игра, фильм-предостережение, но, если действительно считает - тогда его по-человечески очень жаль. Такая душевная раздвоенность приводит к самым печальным результатам. Впрочем, самые интересные произведения искусства всегда создавались авторами сомневающимися.

Рассказать друзьям
5 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются