Views Comments Previous Next Search

Начнешь опять сначала: открывающие титры в кино

6610873
НаписалЛена Нуряева3 августа 2009
6610873

Есть целый класс людей, которые будут нервничать, злиться и переживать, если вдруг поймут, что опаздывают в кино. Прошли те времена, когда ходили на любой сеанс, лишь бы посмотреть трейлер к «Звездным войнам», трейлероман и гнилые помидоры нам в помощь. Но пропустить титры – значит упустить особое удовольствие. На открывающие титры, так называемый сиквенс, отводятся отдельные статьи расходов и особый штат людей. Утилитарная сторона этого момента – рассказать о создателях и представить название фильма – уже давно нивелирована, теперь это целая история, своя атмосфера, тысячи трюков и уловок. 

Отсюда и особое внимание к этим нескольким первым минутам. В Берлине, например, в феврале прошла целая выставка «Vorspann Kino» – на нескольких этажах Института Современного искусства KW на экраны проецировались исключительно титры, а на растеленных на полу матах зрители могли часами смотреть начало хичкоковского «Психо». В интернете существует не один десяток ресурсов, посвященных этому искусству, таких как The Art of The Title и тому подобные. Академическая база не отстает – при определенной заинтересованности можно найти основательные дипломные работы и исследования на эту тему (вот как это).

Можно составить не одну сотню «лучших», но, по выведенному сайтом Cinematical новому правилу Мерфи, какой бы обширный листинг ты не составлял, все равно упустишь по чьему-то мнению «тот самый, самый главный и важный» пункт. Поэтому нижеследующий список – абсолютно субъективная подборка самых любимых редакцией LookAtMe открывающих титров. 

1) «Поймай меня, если сможешь» (Catch Me If You Can, 2002)

Эти титры, выполненные студией Kuntzel + Deygas вроде подпитаны всеми афишами 60-х сразу, но при этом не перегруженны и современны. А еще им удалось главное – донести дух и интригу фильма, чего создатели добились не в последнюю очередь благодаря музыкальному сопровождению, написанному Джоном Уильямсом (John Williams).


Показательно, что главный барометр современной культуры – сериал «Симпсоны» не переминул обыграть их на свой лад (S15/E18):

Начнешь опять сначала: открывающие титры в кино. Изображение № 1.

Начнешь опять сначала: открывающие титры в кино. Изображение № 2.

Начнешь опять сначала: открывающие титры в кино. Изображение № 3.

Начнешь опять сначала: открывающие титры в кино. Изображение № 4.

Начнешь опять сначала: открывающие титры в кино. Изображение № 5.

Начнешь опять сначала: открывающие титры в кино. Изображение № 6.

Начнешь опять сначала: открывающие титры в кино. Изображение № 7.

Начнешь опять сначала: открывающие титры в кино. Изображение № 8.

Начнешь опять сначала: открывающие титры в кино. Изображение № 9.


2) «Барбарелла» (Barbarella, 1968)

Если хотите почувствовать дух революционного для своего времени фильма Роже Вадима «Барбарелла», то вам достаточно отсмотреть первые несколько минут. Межгалактический стриптиз в исполнении über-hot Джейн Фонды под саундтрек The Glitterhouse – квинтессенция стиля конца 60-х: футурология, секс, свобода, рок-н-ролл, психоделика. Barbarella, psychodella!


3) «Оружейный барон» (Lord of War, 2005)

История пули – от процесса изготовления до использования по назначению. Абсолютно медитативное зрелище, операторская съемка в стиле «почувствуй себя пулей». А на выходе – очень красиво и просто поданная дилемма: целая индустрия, направленная на что?


4) «Семь» (Se7en, 1995)

Нацарапанный шрифт, беспокойная музыка и крупные планы газетных вырезок и фотографий – первые кадры Финчеровского фильма «Семь» пугают не меньше фильма. Работа Кайла Купера (Kyle Cooper) считается одним из луших примеров подготовки расслабленного (порабощенного, очевидно, всеми семью смертнымии грехами сразу) зрителя к триллеру. 


5) «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (Dr.Strangelove (Or How I Learned To Stop Worrying and Love the Bomb), 1964)

Эти титры работы Пабло Ферро (Pablo Ferro) вдохновили тысячи им подобных – рисованных от руки. То, что сегодня кажется уже обыденным приемом, тогда, в сочетании нежно-беспечной «Try A Little Tenderness» и полетами грозной авиации, почти совокупляющейся в открытом небе – казалось экзотичным сочетанием. Кубрик почитал Ферро за гения, доверяя ему работу над титрами большинства своих фильмов. Вкусу Кубрика принято доверять – художник до сих пор активно работает, титры к фильмам Битлджус и Умница Уилл Хантинг – его рук дело.


6) «Убить пересмешника» (To Kill A Mockingbird, 1962)

С точки зрения композиции, музыки, символичности – чуть ли не самые совершенные титры в истории кино. Стивен Франкфурт (Stephen Frankfurt), автор этой работы, заметил как-то, что его целью было понять, что видит, чувствует ребенок. И наблюдая за этими, точно отмеренными деталями, убаюкиваешься спокойствием детского мировосприятия, выстренного через вещи и ритуалы. Деталь – главное в этих титрах, обратите внимание на отражение окна в стекляных шариках. Вот вам и замок из слоновой кости и внешний беспокойный мир. А фильм еще и не начинался.


7) «Декстер» (Dexter, 2006)

Так кровожадно завтрак еще никто не готовил. Аппетит и остервенение чуждое большинству из москвичей, ввиду хронической усталости и недосыпа. Пожалуй, самые захватывающие сериальные титры, те редкие, которые не перематываешь, устраивая запойный просмотр эпопеи о многотрудной жизни педантичного убийцы. Ох уж эта окровавленная плоть грейпфрута – невольно заделаешься кухонным маньяком.


8) «Казино Рояль» (Casino Royale, 2006)

Можно взять наугад любой фильм из бондианы и не прогадаешь. Создатели фильма из раза в раз особенно тщательно подходили к увертюре фильма – она обязательно изощренна в художественном плане и, как правило, в ней звучит заглавная песня фильма. В этом конкретном примере художник Дэниэл Кляйнман (Daniel Kleinman) использовал все классические элементы, включая кадр «бонд-прицел-кровь», но красиво обыграл поп-арт приемы и любовно совал всюду профили Дэниэла Крейга – нужно было представить миру нового Бонда. 


9) Наполеон-динамит (Napoleon Dynamite, 2004)

Все гениальное – просто. Выполненные Аароном Руэллом (Aaron Ruell) титры выглядят безыскусно, не требовали дорогостоящих технологий, но завораживают как любое удивительное изобретение. Вроде сосиски, бумажник и прочий хлам все видят ежедневно, но никто, кажется, до него Fox Searchlight Pictures кетчупом не выводил.


10) «Хранители» (Watchmen, 2009)

Если вы смотрели «Хранителей» лишь однажды – пересмотрите. Если вы не обратили особенного внимания на открывающие его титры – очень стоит. Сам фильм постоянно подмигивает и разыгрывает вас десятками культурных аналогий и отсылок,  та же история с титрами. Разработанные yU+Co совместно с Заком Снайдером первые минуты комикса – путеводитель по эпохе и одновременно история сверх-людей в историческом контексте, пусть и альтернативном, но таком понятном и близком. И неверотяно точное попадание саундтрека – Боб Дилан «The Times They Are A-Changing»



Рассказать друзьям
66 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются