Молодой парень Норвилл Барнс (Тим Роббинс), окончив в своем городишке Манчи колледж по специальности бизнес-администрирование, приезжает завоевывать Нью-Йорк. Ну, вы знаете, как оно бывает, когда из какого-нибудь Манчи приезжаешь завоевывать Нью-Йорк... В первый день тебе кажется, что сейчас из всех крупных офисов и контор выбегут начальники, которые бросятся к твоим ногам с просьбой принять пост начальника отдела, сектора, филиала или - зачем мелочиться? - сразу всей фирмы! И действительно, ведь не каждый день в такую глушь как Нью-Йорк приезжает выпускник колледжа из самого Манчи!
Однако на второй день ты уже согласен сам зайти в эти конторы и поинтересоваться лично, не настаивая на красном ковре под ногами и на встрече у парадного подъезда. На третий день ты снижаешь свои требования с начальника отдела до скромного служащего. На четвертый ты готов удовлетвориться не крупной корпорацией, а какой-нибудь затрапезной фирмой. Через неделю ты готов уже на все, потому что понимаешь, что никому ты в этом чертовом городе не нужен, что такое Манчи - не знает примерно 99,99% населения Нью-Йорка, а менеджеров без практического опыта на работу просто не принимают...
Впрочем, Норвиллу, можно сказать, даже повезло. Ему не пришлось устраиваться на работу медбратом или землекопом. Парня приняли в огромную корпорацию "Хадсакер индастриз" курьером. Конечно, курьер - это вам не руководитель корпорации, но кто знает, что может произойти в дальнейшем.
Так оно, кстати, и получается. Не проходит и нескольких дней, как Норвилл из курьера внезапно превращается в генерального директора "Хадсакер индастриз". Как это произошло и почему? Все очень просто. Уоринг Хадсакер (Чарльз Дарнинг), бывший директор фирмы, во время заседания совета директоров аккуратно положил дымящуюся сигару в пепельницу, пробежался по шикарному лакированному столу зала заседаний и некоторым образом вышел погулять с черт знает какого этажа небоскреба, пораскинув мозгами прямо у парадного входа.
В общем, происшествие, конечно, из ряда вон выходящее, однако члены совета директоров загрустили совсем по другому поводу. Дело в том, что Уоринг владел контрольным пакетом акций корпорации, дела которой идут весьма хорошо. Если пакет просто так выкинуть на рынок, цена акций будет очень высока. А Сидней Массбургер (Пол Ньюман) - главный заправила в совете директоров - намеревается скупить эти акции по дешевке. Для этого он хочет сделать вид, что корпорация "Хадсакер" разваливается.
Как это лучше всего сделать? Нужно посадить в кресло генерального директора какого-нибудь полного недоумка. Когда пресса узнает о том, кто теперь занимает пост главы корпорации, она раззвонит везде и всюду, что фирма скоро полностью обанкротится, в результате чего стоимость акций резко упадет, и их можно будет купить по бросовой цене.
Какого недоумка посадить в кресло? Да разумеется, Норвилла! Этого курьера, мелкую сошку, разменную пешку, парию и полного кретина, который толком двух слов связать не может и все талдычит о каком-то своем "изобретении", показывая листочек бумаги с нарисованным обыкновенным кругом.
Подумано - сделано! Норвилла приодели и посадили в кресло директора компании. И дальше все пошло как по маслу. Парень дает идиотские интервью, акционеры бесятся, пресса раздувает скандал, зато акции дешевеют с каждым днем. Сидней доволен, члены совета директоров потирают руки, Норвилл считает, что он вытянул счастливый билет, и ведет себя с каждым днем все более и более по-идиотски.
Однако у Сиднея и других директоров есть одна проблема. Дело в том, что корреспондентка одной боевой газетенки по имени Эми Арчер (Дженнифер Джейсон Ли) решила провести журналистское расследование и выяснить, кто такой этот Норвилл, и почему этого парня вдруг сделали генеральным директором. Эми - очень шустрая дамочка. Ну, знаете, она из таких корреспонденток, которые одеваются в мужском стиле, пьют пиво, употребляют слово "fuck" чаще, чем "ах", и дружат с мерзкими и самоуверенными репортерами, которых зовут Стив.
Поэтому Эми очень быстро нашла путь к сердцу Норвилла. Настолько быстро, что он даже сделал ее свой секретаршей. А когда Эми таким образом проникла в самое сердце компании "Хадсакер", она начала понимать, что происходит. Да и загадочный круг Норвилла вдруг оказался весьма успешным изобретением, благодаря которому... Впрочем, не будем об этом рассказывать. Потому что события в фильме начали развиваться столь стремительно, что трудно предположить, где Норвилл окажется в следующий момент - на вершине богатства и успеха или на пороге корпорации в виде кляксы на асфальте...
Чем хороши братья Коэны (они снимают вместе, однако Джоэла всегда указывают режиссером и сценаристом, а Итана - сценаристом и продюсером) - так это тем, что почти всегда можно быть уверенным в одном: скучать во время просмотра их фильма не придется. "Подручный Хадсакера" - не исключение. Более того, фильм снят в такой оригинальной и эксцентричной манере (впрочем, обычно свойственной фильмам Коэнов), что смотреть его - одно удовольствие.
На первый взгляд, "Подручный Хадсакера" - нечто вроде традиционной рождественской сказки: история парня, которого судьба-злодейка из низов мгновенно вознесла на самый верх, а потом швырнула обратно, причем в фильме присутствуют и традиционная мораль (из серии, что не нужно зазнаваться, чересчур гордиться собой; надо работать, работать и работать всегда и везде, на суше и в воде, на нижних этажах и в директорских кабинетах; жизнь прожить - не поле перейти; настоящая любовь - она не завянет, и все такое) и другие составляющие рождественских сказок, включая всякую мистику и волшебство, однако...
Однако это все снято в жанре эксцентричной комедии, поэтому из обычной рождественской сказки получилась целая фантасмагория. Все главные персонажи фильма - нарочито гротескны, поэтому весьма интересны. Норвилл - недотепа, умница, душка, зазнайка, напыщенный дурачок, гениальный изобретатель, тонко чувствующий человек, надменный негодяй и ранимый художник. И все это в одном лице, причем чуть ли не одновременно!
Эми Арчер - синий чулок, красавица, боевая репортерша, застенчивая девушка, циничная журналистка, влюбленная леди, простецкая тетка из тусовки. И все это тоже в одном лице.
Один только Сидней - традиционный мерзавец без чести и совести, чьи поступки легко можно предугадать от начала и до конца фильма, однако именно так и задумано.
Актеры играют просто великолепно. Тим Роббинс, который в своих ролях обычно весьма сдержан, здесь выдает целый фейерверк эпизодов, которые бы сделали честь отличному комическому актеру. Мимика, движение, экспрессия, напор - такого Тима Роббинса я увидел в первый раз, и мне это очень и очень понравилось.
Дженнифер Джейсон Ли также очень хороша. Она отлично сыграла как оторву-журналистку, так и влюбленную женщину, но главное - очень естественным получился сам переход из одного состояния в другое.
Пол Ньюман хорош всегда и везде, не исключая и данный фильм. Циничный Сидней - именно такой, каков он должен быть, и наблюдать за ним - одно удовольствие.
Впрочем, там и у второстепенных актеров есть замечательные работы, среди которых самый блеск - это парнишка-лифтер. Когда посмотрите фильм, поймете, почему я специально об этом сказал. Все эпизоды с его участием - просто великолепны.
Резюмирую. Очень оригинальный и достаточно необычный фильм - несмотря на внешнюю атрибутику рождественской сказки, - который мне весьма понравился. По стилю он чем-то напоминает мою любимую картину "Бразилия" Терри Гиллиама - некоторыми особенностями съемки, настроением, операторскими эффектами и обстановкой легкой шизы посреди более тяжелой шизы. Правда, "Бразилия" - намного более серьезный фильм, а "Подручный...", несмотря на отдельные элементы трагикомедии, все-таки рождественская сказка. Но сказка "по-коэновски"! А это значит, что ее нужно посмотреть.
===========================================================================
Приглашаю посмотреть этот прекрасный фильм в клубе Gogol' (что в Столешниковом переулке, Москва).
(Подробнее о мероприятии здесь)
Вход свободный
============================================================================
Комментарии
Подписаться