Всем или практически всем уже известно, что четвертый Фестиваль Американского кино, также известный как Амфест, откроется 7 октября в кинотеатре «Формула Кино Европа». Что такое Амфест? Амфест – это, прежде всего, фестиваль независимого кино. В его задачи не входит показать панораму всего американского кино в целом – скорее, отобрать то, что в других обстоятельствах зритель не сможет увидеть либо случайно пропустит. Спектр «независимых» крайне широк – за историю Амфеста в его программу входили фильмы Клинта Иствуда и Славы Цукермана, Бена Аффлека и Райана Джонсона, Гаса ван Сента и Дэвида Мамета, и, наряду с ними были представлены работы неизвестных молодых авторов. В этом году Амфест, чья концепция стала более стройной и четкой, состоит из трех программ, семи дней и двадцати одного фильма. Для начала попробуем свести их все воедино.
Во-первых, это программа «Премьеры», куда входят также фильмы открытия и закрытия – «Нью-Йорк, я люблю тебя» и «Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту». Во-вторых, это «Независимое кино» -- если «Премьеры» почти все (но не все!) окажутся в прокате той или иной степени ограниченности, то этих фильмов на большом экране точно нигде больше не увидеть. И на редкость сильная программа документального кино – небольшая, не запутаешься.
В первом посте мы хотели бы обратить внимание на фильмы, вокруг которых уже создался некоторый ажиотаж. Это не значит, что другие фильмы хуже – просто на эти картины, пропустить которые никак нельзя, стоит заранее бронировать билеты.
Первый из таких хайлайтов – безусловно, фильм открытия: «Нью-Йорк, я люблю тебя». Как и парижский вариант, это образец редкого произведения, которое не может не понравиться. В фильме десять новелл; хотелось бы, конечно, увидеть изначальную версию, где были также истории, снятые Скарлетт Йоханссен и Андреем Звягинцевым, но увы, привезти такую не получилось. Будем смотреть, что есть.
Автор этих строк с наибольшим нетерпением ждет возможности посмотреть на большом экране «500 дней лета», главный фестивальный хит последних месяцев, про который каждый, даже самый занюханный, англоязычный киноблог счел своим долгом написать не менее ста двадцати раз. «500 дней лета» сняты в лучшем на свете жанре разговорной романтической комедии; главные герои – молодые люди, похожие на нас и на наших друзей (где-то рядом бродит слово «хипстер», но его целевая аудитория молодежных изданий почему-то ненавидит, поэтому мы его употреблять не будем). В фильме все просто: мальчик влюблен в девочку, чувства его не совсем взаимны, и вот он вне всякого хронологического порядка вспоминает 500 дней, проведенные рядом с ней или без нее. Вот и все. Оторваться невозможно. Понятно, что какими бы не были тут прекрасными диалоги (а они прекрасны), прежде всего, это актерская история на двоих . Двое – это феноменальная, инопланетная Зуи Дешанель и красавец Джозеф Гордон-Левитт, пугающе похожий на Хита Леджера. Посмотреть, какие они прекрасные, можно в клипе, который режиссер фильма Марк Уэбб снял для группы Зуи Дешанель She&Him.
Совершенно гениальной оказалась последняя работа Ребекки Миллер, «Частная жизнь Пиппы Ли» (правильно – «Частные жизни», но это мелочи). Негромкая, как все фильмы этого автора, и пронзительная картина – пример абсолютной киногармонии; здесь ни одного лишнего кадра, ни одной проходной актерской работы. Любой другой режиссер выглядел бы с таким кастом слишком тщеславным – в самом деле, тут даже маленькие роли играют звезды уровня Моники Беллуччи – но у Миллер такой идеальный вкус, что у нее это получается мило и естественно. Сама история Пиппы Ли настолько общечеловеческая и при этом интимная, что пересказывать ее как-то глуповато; важно вот что: если предыдущий фильм Миллер, очень сильная «Баллада о Джеке и Роуз», оставляла ощущение светлой и неизбывной печали, то «Пиппа Ли» дарит такое счастье, какого ваш автор в этом году от кино еще не испытывал. А вы, кстати, от какого фильма в последний раз были счастливы?
В «Премьерах» осталось еще много интересного, но мы поедем дальше, а то будет очень длинно. Итак, «Независимое кино» состоит в основном из дебютов; единственный режиссер, в чьей фильмографии уже есть полнометражные фильмы – это Кори МакЭби, он же Сэм – электрический скат. Кори МакЭби – это такой человек-оркестр, музыкант, художник и актер; когда-то снял инди-классику «Американский астронавт» в традициях старых трэш-сериалов про космос. «Сэм -- электрический скат» -- тоже черно-белый, тоже мюзикл, тоже про космических ковбоев; несмотря на напрашивающееся слово «постмодернизм», выглядит все не уныло, а очень круто. Больше похоже на Гая Мэддина, чем на, например, Мэтью Барни, так что бояться не надо. В главной женской роли – маленькая дочка МакЭби.
В «Документальном кино» выбрать хит трудновато (особенно когда из четырех фильмов один номинирован на Оскар, а другой – на Эмми), но мы, пожалуй, для начала остановимся на фильме Марины Зенович «Роман Полански: разыскиваемый и желанный» (по-английски звучит изящнее – Wanted&Desired, но игру слов перевести невозможно). Зенович – самая именитая из представленных документалистов, специалистка по арт-миру, автор нескольких документальных фильмов о современных художниках; тут она взялась расследовать не жизнь Поланского, а связанный с ним медиа-скандал и громкое дело о сексуальной связи с несовершеннолетней. Тэглайн фильма – «Правда не вмещается в заголовки». Вообще-то, иногда правда может поместиться даже в настенные граффити из двух слов (например: «Таня – дура») – ну, посмотрим, как нас опровергнет Марина.
Это не все хорошее, веселое и интересное, что обещает нам Амфест. Stay tuned.
Расписание
7 октября, среда
Открытие
8 октября, четверг
- 20:00 Частная жизнь Пиппы Ли
- 20:30 Роман Полански: разыскиваемый и желанный
- 22:00 Информаторы
9 октября, пятница
- 19:30 Мутная вода
- 20:00 Нью-Йорк, я люблю тебя
- 21:00 Шестеро из дурдома
- 21:45 Мёрси
10 октября, суббота
- 15:30 Короткие интервью с подонками
- 17:30 Роман Полански: разыскиваемый и желанный
- 18:00 Сэм-электрический скат
- 19:00 Осенняя страна
- 19:30 Моя девушка - зомби
- 19:45 Психоаналитик
- 21:00 Вызов
- 21:45 Шестеро из дурдома
- 22:05 И смех и грех
11 октября, воскресенье
- 15:00 С глаз долой - из сердца вон
- 16:30 Мутная вода
- 17:00 И смех и грех
- 18:45 Мечты гонщика
- 19:00 Короткие интервью с подонками
- 21:00 Роман Полански: разыскиваемый и желанный
- 21:15 Мёрси
- 21:30 Сэм-электрический скат
12 октября, понедельник
- 19:30 Осенняя страна
- 20:30 Роскошная жизнь
- 21:30 Вызов
13 октября, вторник
- 19:00 Моя девушка - зомби
- 20:00 500 дней лета
- 20:15 Мечты гонщика
- 22:00 Девушка по вызову
14 октября, среда
Комментарии
Подписаться