Недавно в интервью газете The Telegraph режиссер Вуди Аллен сделал то, что, по-хорошему, должны делать все маститые авторы, обладай они хоть чуточкой человеколюбия. Он рассказал о простом способе выяснить, какие из его фильмов действительно крутые, а какие можно в принципе не смотреть. Удивительная трезвость – признать наконец, что не все режиссерские изыскания стоит предъявлять широкой публике. Ведь есть же фильмы, чье значение внутри киноцеха неоспоримо, но смотреть их живому человеку страшно мучительно (классический пример: «Хрусталев, машину!» Германа-ст.).
Вуди Аллен свою адекватность окружающему миру демонстрирует стабильно – недавно, например, снял фильм-памфлет на самого себя – «Будь что будет» (Whatever Works). Так вот – согласно Вуди, этот фильм смотреть можно факультативно.
И вот почему: «Я никогда не даю фильму название до тех пор, пока он не закончен. Потому что по окончании, если у меня создается впечатление, что фильм посредственный, я не даю ему агрессивного названия, скорее одно из моих стандартных названий для прикрытия. Ну, знаете, такое, без претензии название, ничего не обещающее зрителю, и, соответственно, не вызывающее ненужных надежд. Ну а уж если фильм по моему мнению удался, я озаглавливаю его ярко, вызывающе и надеюсь на взаимность зрителя».
Сайт New York Magazine тут же попытался разложить по этой простой формуле фильмы Аллена на две полки "смотреть" и "не стоит".
Работает ли это правило?
Судя по названию, стоит смотреть:
|
Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить |
Куда уж призывнее. Пятый фильм Аллена, который, к радостному удивлению очкарика не просто отбил бюджет, но и принес неплохую прибыль, собрав в США $18 млн при затратах в $2 млн. |
|
Вики Кристина Барселона | Барселона в названии уже вызвало ажиотаж – до последнего времени Вуди за пределы США старался не выбираться. Это, к слову, один из самых успешных фильмов режиссера, если говорить о сборах ($93 млрд. по всему миру). Ну и трио Круз-Йоханссон-Бардем с трудом можно назвать слабым и неинтересным. При спорности сюжета, диалоги в фильме очень хорошие: «Ты просто пытаешься забыться в бессмысленном сексе со мной. – Бессмысленном? Ты такого о себе мнения?» |
|
Манхэттен | Фильму ровно 30 лет, а он продолжает лидировать по показателям как на Rotten Tomatoes (стабильный рейтинг – 98%), так и во всевозможных кино-списках. Но Вуди, между прочим, фильм сначала ужасно не понравился. Он даже был готов бесплатно снять еще один, лишь бы киностудия спрятала «Манхэттен» подальше. |
|
Мечты Кассандры | Претенциозное название – есть. Внятный сюжет и увлекательная игра – вот уж вряд ли. Достоевщина через призму Аллена была воспринята недоуменно. Дэймон Уайз из Empire Magazine сказал о фильме: «неуклюжий, банальный моралистский фильм. Возможно, самая низшая точка в карьере Аллена» |
Спокойное название – можно не смотреть:
|
Матч Поинт | Теннисный термин в названии – куда уж скромнее. Зато на афишах – Скарлетт Йоханссон, на заднем фоне – лондонский Сити, в сюжете – «Американская трагедия» Драйзера. Как Вуди не старался, а фильм сложно было не заметить. Вот и славно – он как минимум дал миру пару прекрасных диалогов, пример аккуратной экранизации и замечательного актера Мэттью Гуда. |
|
Интерьеры | Холодный, спокойный фильм, серьезный по-бергмановски. Пять номинаций на премию Оскар. Но для изучающих феномен Вуди Аллена действительно необязательный. Как будто Аллен не развивался в себе, но упражнялся на прописях великого классика. |
|
Все говорят, что я люблю тебя | Ну да, название в стиле дешевого водевиля; этот фильм и правда сделан в легкомысленном жанре кино-мюзикла. Но с таким же успехом дешевым водевилем можно назвать «Мулен Руж» База Лурмана. Критики единодушно называют его лучшим фильмом Вуди Аллена, всемогущий критик Роджер Эберт называет его своим любимым фильмом режиссера. |
За внимание к зрителю Вуди можно выразить благодарность, но, кажется, универсального правила вывести не удалось. Что же касается раннее упомянутого фильма «Будь что будет» – смотреть его стоит непременно. В прокате: с 31 декабря 2009.
Комментарии
Подписаться