Blaxploitaton – популярный в 70-ых годах жанр кинематографа, возникший в США. По-нашему это называется просто «никгритосский боевик». Современный римейк фильмов стиля Blaxploitation, это тарантиновская Джеки Браун. Просто удалить из фильма знаменитые тарантиновские диалоги, оставить звезду Пэм Грайер, прибавить махачи и получится качественный боевик класса Б с афроамериканцами в главных ролях. В настоящее время жанр полностью себя исчерпал и представляет интерес только для фанатов и любителей музыки funk и soul образца 70-ых.
Фанк-ритмы традиционно сопровождали подобные ленты. Виниловые диски с саундтреками к фильмам делали из неизвестных клубных певцов суперзвезд за одну ночь. Это была эпоха, когда отношения двух рас зашли в тупик и ослабить напряжение смогло новое культурное киноявление.
Сейчас на дворе царит хип-хоп с золотыми цепями и все «черные» фильмы снимают об успешных гламурных нигеров-подонках. Тогда это были частные детективы, люди не связанные с криминалом или успешно завязавшие.
Эти фильмы в 70-ых с радостью были встречены чернокожей аудиторией США и оказались подмогой для правящих «бледнолицых» конгрессменов. Кино – это не жизнь. Пусть на экране черный герой-детектив или полицейский одиночка крушит врагов. Пусть негритянское население отвлечется от реальных проблем и политики. Пусть окунется в мир киногрез. Так оно и вышло. Машина Голливуда заработала на всю мощь. Вскоре появился главный киногерой жанра blaxplotation - детектив Шафт.
Но еще ранее был независимый фильм Sweet Sweetback's Baadasssss Song режиссера Мелвина Ван Пиблса (Melvin Van Peebles). Не имея бюджета крупных студий Мелвин снял фильм на собственные сбережения и помощь афро-американских актеров. К съемкам привлек своих друзей и сам снялся в главной роли. Фильм был не рекомендован для просмотра любому «белому» населению. С бюджетом менее 500 тысяч долларов фильм, снятый за 9 дней, заработал 4 миллиона. Музыку к фильму Ван Пиблс собирался писать сам, но на помощь пришли музыканты никому неизвестной тогда группы Earth, Wind & Fire. Не прогадал ни режиссер, ни музыканты, к которым тут же пришла известность. Эта картина стала сенсацией в американском кинопрокате. «Черные пантеры» - крайне радикальная политическая группировка назвала фильм первым честным фильмом о черном населении США.
Премьерный показ собрал полный зал, а в течении первой недели проката многие черные приходили смотреть фильм сразу по три раза. Фильм показывался только в двух кинотеатрах страны. Поняв потенциальную прибыль, остальные прокатчики согласились взять его при условии вырезать 9 минут откровенных сексуальных сцен. Но самое большое потрясение было у зрителей. Последние кадры изменили стереотипы всех фильмов о беглых черных преступниках. Главный герой Sweet Baadasss уходил от полицейских и обретал свободу в Мексике. Никогда до этого в истории американского кино черному подозреваемому удавалось скрыться от американского правительства.
Голливудские боссы не могли пройти мимо новой золотой жилы и появились фильмы Шафт и SuperFly. Оба фильма о черных парнях без компромиссов, решающих свои проблемы грубыми, и не всегда правильными с точки зрения правосудия способами. Афро-американцы повалили в кинотеатры. Понять сейчас масштаб той культурной революции сложно. Но можно, если представить, что в кинотеатрах и по ТВ стали в массовом порядке появляться фильмы об азербайджанцах и таджиках-супергероях. При этом фильмы мощно пичкать саундтреками с популярными азербайджанскими хитами. Получается? У меня с трудом.
Другой герой черной Америки 70-ых – детектив Шафт. Изначально сценарий писался про безбашенного белого детектива Шафта. Но после успеха «Sweet Baadass» Ван Пиблса белый детектив превратился в черного. Место действия переместилось в Гарлем, врагами стали итальянская мафия. После выхода фильма Blaxploitation всегда ассоциируют с этой картиной, как самой известной среди картин жанра.
Музыку к фильму написал композитор, саксофонист и актер Issak Hayes, согласившийся работать над саундтреком взамен пробы на главную роль. Роль не получил, но «Тема Шафта» стала знаменитой мелодией. Сам Иссак Хайес известен современной молодежи как Шеф из сериала «Южный Парк», но в 70-ых его лучшей ролью стала роль гангстера-мстителя Ли в фильме «Крепкие парни» (Tough guys). Оставшись в истории как талантливый композитор, Исаак Хайес ушел из жизни в 2008 году.
Шафт стал настолько популярным, что в 2000 году вышел римейк фильма с Самюэлем Джексоном. Но ни более высокие бюджеты, ни игра Джексона не смогла повторить успеха классического «Шафта».
В середине 70-ых первая волна фильмов прошла, пафос поутих. На его место пришел юмор. Руди Рей Мур (Rudy Ray Moore) – бывший стенд-ап комик снялся в более чем десяти комедий жанра Blaxploitation в роли детектива Dolemite. Именно Руди Рей первым внес в кинематограф смешные драки, которые позже представил как свое изобретение Джеки Чан. Также Руди еще в 60-ые записывал первые читки рэпа. И многие знатоки стиля считают его основателем рэп-музыки.
В те же времена фильмы о черных пересеклись с популярностью фильмов о кунг-фу. Микс двух жанров не заставил себя долго ждать. Появились такие шедевры как Velvet Smooth, Dolemite, и конечно, Black Belt Jones с Джимом Келли. Именно, Black Belt Jones можно назвать тем шаблоном драк, который вдохновил Спайк Джонза и Beastie Boys снять видео Sabotage. Невероятные и иногда абсурдные прыжки двумя ногами в расклешенных штанах. Наезжающий кадр на главного героя, стоящего в стойке. Непонятные паузы после удара. Сейчас эти фильмы смотрятся смешно.
Нельзя забывать и женское направление blaxploitation, в котором главным героев, который борется за правосудие является черная женщина. Обычно это бывшая проститутка, которая завязала или сестра мстит за смерть брата от наркотиков. Девушки обычно горячие, высокие, с большой грудью и круглой прической, а-ля Анджела Дэвис.
Именно поэтому Тарантино как дань фильмам 70-ых снял «Джеки Браун». Не столько ради фильма, а сколько ради возможности поработать с Пэм Грайор.
Пэм стала легендой черных фильмов 70-ых. Самые знаменитые ленты: Coffy и Foxy Brown, снятых режиссером Джеком Хиллом. Зачастую героини фильмов Хилла так похожи, что даже с разными именами воспринимаешь его фильмы как цельную серию с продолжением. В этих картинах Пэм дерется с плохими парнями, плохими проститутками, пускает в ход оружие и не забывает демонстрировать сиськи. Качественный рецепт фильма категории «Б».
Еще стоит упомянуть Тамару Добсон, героиню двух фильмов о спецагенте ФБР по имени Клеопатра. Главным врагом Клеопатры обычно становится белая женщина, криминальный авторитет.
Эпоха фильмов blaxploitation началась внезапно, выполнила свою роль и так же внезапно закончилась. Но нам осталось множество саундтреков и музыка в стиле фанк.
Если у нас иногда всплывает мода на стиляг и буги-вуги, то у ченых теток Америки высшей степенью стебалова и модного выпендрежа вполне нормально считается закос под 70-ые. Прически «шариком», клешенные штаны, атласные жилетки невероятных цветов, бакенбарды и фильмы blaxploitation.
Top 5 soundtracks for blaxploitation movies:
1. Shaft, by Issak Hayes
2. SuperFly, by Curtis Mayfield
3. Foxy Brown, by Wille Hutch
4. Trouble Man, by Marvin Gaye
5. Black Ceasar, by James Brown
Top 50 фильмов жанра Blaxploitation по версии журнала Complex:
http://best.complex.com/lists/The-50-Best-Blaxploitation-Movies-of-All-Time/
Оригинал статьи и подборка постеров из фильмов Blaxploitation: http://street-style.ru/pop-kultura/165-epoha-blaxplotation-filmov.html
Комментарии
Подписаться