В пятницу вечером, в кинотеатре «35мм» состоялось открытие кинофестиваля «Завтра» – было: много людей, премьера нового фильма Джармуша и пират-оператор фильма – Кристофер Дойл. Но обо всем по порядку.
В холле «35мм» было сложно развернуться – опаздывающие журналисты, актеры, Рутгер Хауэр и Кристофер Дойл (оператор «Пределов контроля»), Сергей Мазаев, Владимир Сорокин, Антон Носик:
До начала «Пределов» организаторы отдали дань памяти Ивану Дыховичному, создателю фестиваля. На сцену поднялись его друзья – Татьяна Лазарева, группа «Моральный кодекс» и Владимир Сорокин, каждый сказал несколько слов, на экране – нарезка из фильмов режиссера.
Следующим был Кристофер Дойл – оператор Джармуша, днём во ВГИКе прошел его мастер-класс (открытый пройдет в пресс-центре фестиваля 18 октября в 13.00), а сейчас, он, похожий на пирата, удалился после пары слов – после фильма журналистов и искушенных зрителей ждала пресс-конференция.
Пределы Контроля
The Limits of Control (2009)
Новый фильм Джармуша – все-таки не «Мертвец для взрослых» или компиляция его старых фильмов – нет, это гигантская метафора человеческой жизни. Главный герой медитирует и идет к счастью. История африканца в костюме – о выходе из обыденности и суеты, о выходе из «контроля», в котором каждый живет. Хотя кажется, что Джармуш путает зрителя, делает из него дурака и вообще издевается – это не так. В «Пределах контроля» все кристально ясно – есть мир, есть люди в очках – метафора человеческой закрытости, «масочности» жизни, есть непонимание (за весь фильм люди вокруг героя спрашивают несколько раз «Ты не говоришь по-испански?» – а дальше, произносят крылатые выражения), есть желания и страсти, но выше всего этого – главное – искусство. В искусстве – истина.
Цель любого человека по Джармушу – обмануть свой разум (его играет Билл Мюррей), попасть себе в голову («Как?.. Я использовал собственное воображение») и убить рацио, чтобы обрести счастье.
Джим Джармуш – прямолинеен, если главный герой ненавидит технику, то и фильм должен закончиться поломкой камеры (хотя на пресс-конференции Кристофер Нойл, смеясь, сказал что он просто оступился), если искусство есть истина, то протагонист за истиной ходит в музей. Характер, отношение главного героя ко всему вокруг меняется микроскопически, изящно – в конце концов, он предпочитает не говорить лишнего.
Бумажки, коды от камеры хранения, где люди берут новые костюмы (встречаясь с кем-то, приходится надевать новый). Пустота на последней и белая простыня (картина в музее) – счастье. В фильме играют Тильда Суинтон, Гаэль Гарсия Берналь и Билл Мюррей.
Открытием фестиваля «Завтра» был фильм будущего, фильм настоящего «завтра» – таким непонятным был «Антихрист» Триера совсем недавно. Отношение к этим двум фильмам похожее – зрители и критики говорят о них, как о каляках выживших из ума стариков – Юрий Сапрыкин пишет «Многозначительная муть по мотивам «Пса-призрака» а потом: «Бог перестал через них разговаривать с людьми, а самим им сказать, очевидно, нечего» – да нет, почему же есть – это же так просто, тут такой буддизм, да так снятый, как никогда не снимали. И сюжет есть, и мысли. И скучно, потому что надо, и самоцитаты и «передавания приветов» – в них еще кое-что. Вот, например, «палпфикшеновская» шлюшка – это же первый детский оргазм, первый сексуальный опыт и первое желание.
«что это было такое? африканец — он кто? что за странную гимнастику он делает? что написано на бумажках, которые он ест, и зачем он их ест? что это за пределы? какого контроля?» – те, кто после фильма могли ответить на этот вопрос, чего-то стоили, ну а те, кто крутили пальцем у виска «а, ну ясно, так и думал» – смотрели по верхам, не вглядывались, вообще решили всё заранее, до фильма. Ну, просто наверное лимиты очень маленькие.
Для того, чтобы написать текст на коробке DVD: Фильм о киллере, который путешествует по Испании, чтобы в конце концов убить Билла Мюррея. А еще костюмы перодевает – настоящий бред. Эй, ребята – старайтесь понимать фильмы.
Трейлер:
Люди о фильме:
После показа и пресс-конференции оставалось спросить – ну как? Сквозь громкую музыку и бесплатный виски не всегда слышно – но многие давали разумные ответы. Своим мнением поделились Антон Носик, Илья Красильщик, Евгений Гиндилис и многие другие.
В субботу в «35мм» шли: «Полицейский, прилагательное», «Я убил свою маму»; а в «Пионере» – «Хадевейх» и «Green Porno», но об этом позже.
Фотографии – Оля Эйхенбаум
Комментарии
Подписаться